Какие права есть у детей: Какие права имеют дети?

Конвенция о правах ребенка — Совет Европы

(Неофициальное изложение)

Конвенция о правах ребенка (КПР) получила самое широкое международное признание из всех документов по правам человека: ее ратифицировали все страны мира за исключением двух.  Конвенция объединяет весь спектр прав человека – гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав – относящихся к детям в одном документе.  Конвенция была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года и вступила в силу в сентябре 1990 года.

В 41 статье Конвенции излагаются права человека, которыми обладает каждый  ребенок в возрасте до 18 лет и которые должны защищаться и уважаться.


Статья 1

Считает ребенком «каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста», если по закону страны совершеннолетие не достигается ранее.

Статья 2

Все права, предусмотренные настоящей конвенцией, обеспечиваются за каждым ребенком без какой-либо дискриминации.

Статья 3

Во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Статья 5

Государства-участники уважают ответственность, права и обязанности родителей и членов расширенной семьи.

Статья 6

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

Статья 7

Ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также право знать своих родителей и право на их заботу.

Статья 8

Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности и на гражданство.

Статья 9

Ребенок имеет право не разлучаться со своими родителями, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка.

Статья 12

Ребенок имеет право выражать свои собственные взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание.

Статья 13

Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода.

Статья 14

Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии.

Статья 15

Ребенок имеет право на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.

Статья 16

Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

Статья 17

Государства-участники обеспечивают право ребенка на доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников.

Статья 18

Родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка.

Статья 19

Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.

Статья 24

Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи.

Статья 26

Каждый ребенок имеет право пользоваться благами социального обеспечения.

Статья 27

Каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Статья 28

Ребенок имеет право на образование. С этой целью государстваучастники вводят бесплатное и обязательное начальное образование и поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, и обеспечивают его доступность для всех детей. Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Образование должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка, воспитание уважения к правам человека и основным свободам, на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия, на воспитание уважения к окружающей природе.

Статья 30

Ребенок имеет право пользоваться своей культурой.

Статья 31

Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

Статья 32

Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и развитию.

Статья 33

Дети имеют право на защиту от незаконного употребления наркотических средств.

Статья 34

Государства-участники обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения, использования детей в проституции или в другой незаконной сексуальной практике, в порнографии и порнографических материалах.

Статья 38

Государства-участники обязуются принимать все возможные меры с целью обеспечения зашиты затрагиваемых вооруженным конфликтом детей и ухода за ними.

Статья 40

Каждому ребенку, который обвиняется в совершении правонарушения или преступления, гарантируется презумпция невиновности до тех пор, пока вина его не будет доказана, получение правовой помощи при подготовке и осуществлении своей защиты, свобода от принуждения к даче свидетельских показаний или признанию вины, полное уважение его личной жизни, также как и обращение с учетом его возраста, обстоятельств и благосостояния.   Дети, не достигшие 18-летнего возраста, не могут быть приговорены к смертной казни или пожизненному тюремному заключению без возможности досрочного освобождения.


Полный текст конвенции и дополнительных протоколов имеется на многих сайтах в Интернете, включая страницу ЮНИСЕФа (http://www.unicef.org/crc/)

Источник: Центр ООН по правам человека и Народное движения за образование в области прав человека: www.pdhre.org

Какие права есть у детей?

Какие права есть у детей?

Права ребенка, несмотря на наличие соответствующей Конвенции ООН и постоянную пропаганду — одна из темных лошадок правового статуса человека. О правах человека все худо-бедно знают, понимая под человеком совершеннолетнего, взрослого и отказывая детям — а именно так принято называть всех тех, кто младше 18-ти в этом статусе. Но дети являются носителями прав и свобод, то есть обладают правосубъектностью с рождения, а значит их права и свободы являются правами и свободами человека.

А как обстоят дела с дееспособностью и деликтоспособностью, спросите вы? До 6 лет ребенок считается физиологически недееспособным в силу отсутствия у него необходимой формы мышления — мышления абстрактного, не связанного с конкретными предметами, затем вопрос дееспособности и деликтоспособности упираться в автономию воли — т. е. способность самостоятельно принимать решения, которую ребенок формирует к 14-ти годам и способности нести за свои решения и поступки ответственности, возникающей с 16-ти лет при уголовных преступлениях и с 18-ти в остальных случаях.

В Конвенции о правах ребенка закреплены следующие положения:

1. Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.

2. Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

3. Ребенок имеет право на свободу личности, свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

4. Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения как со стороны родителей, так и законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

5. Ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

6. Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

7. Ребенок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение, включая социальное страхование.

8. Ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

9. Ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.

10. Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

11. Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

12. Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.

13. Государство обязано сделать так, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания; ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом; каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

14. Государства обязуются принимать меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

15. Государства обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.

Поскольку эти права закреплены на конвенциональном, международном уровне национальное законодательство не может им противоречить, оно напротив, должно их развивать и расширять.

Помимо указанных выше прав ребенок, согласно российскому законодательству имеет:

право на защиту своих прав и интересов, осуществляемую законными представителями,

право на общение со своими родителями (лицами, их заменяющими) и другими родственниками в порядке, установленном законом, если он находится в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в медицинской организации и другое),

право на учет мнения ребенка в семейных делах и на обязательное согласие мнения ребенка старше 10 лет в ряде предусмотренных Семейным кодексом случаев (смена имени и фамилии, восстановление и ограничение родительских прав в отношении ребенка, усыновление),

право в доступной форме получать информацию о состояние собственного здоровья, с 15 лет — право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство,

с 10 лет — право вступления в детские, с 14 — в молодежные организации и объединения,

в возрасте 6-14 лет — самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, сделки направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения, сделки по распоряжению «карманными деньгами»,

в возрасте 14-18 лет — право на право собственности, на распоряжение своими доходами и имуществом с согласия законных представителей, исключая распоряжении заработком и доходами, авторскими правами, мелкими бытовыми сделками и отношениями с банками,

право на труд (с 14 лет — с согласия законно представителя и органа опеки и попечительства имеют право на легкий труд, не причиняющий вред здоровью, с 15 лет — без согласия оных, с 16 — в свободное от учебы время) с сокращенной продолжительностью рабочего времени,

с 14-16 лет — в зависимости от законодательства субъекта федерации ребенок может вступать в брак,

с 14 лет — ответственность за некоторые виды уголовных преступлений (убийство, причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилование, разбор, совершение терракта и т.  д.), с 16 лет — полная уголовная и административная ответственность,

с 14 лет — право управления велосипедом на дорогах общего пользования, с 16 — мотоциклом или мотороллером.

Конвенция по правам ребенка (сокращенная версия) — Наше право на защиту от насилия

Приложение 1: Конвенция по правам ребенка


(сокращенная версия)

Статья 1: Определение понятия «ребенок»

Каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста является ребенком и обладает правами, закрепленными в настоящей Конвенции.

Статья 2: Недискриминация

Все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, закреплены за каждым ребенком, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, убеждений или социального происхождения.

Статья 3: Наилучшее обеспечение интересов ребенка

Всем организациям, занимающимся вопросами детей, следует уделять первоочередное внимание наилучшему соблюдению интересов ребенка.

Статья 4: Соблюдение прав на практике

Государствам следует обеспечить детям доступность данных прав.

Статья 5: Управление родителей и развивающиеся способности ребенка

Государствам следует уважать право и обязанность семьи управлять и руководить ребенком в осуществлении им признанных прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка.

Статья 6: Выживание и развитие ребенка

Каждый ребенок обладает неотъемлемым правом на жизнь. Государствам следует обеспечить выживание и здоровое развитие ребенка.

Статья 7: Имя и гражданство

Каждый ребенок имеет право на регистрацию имени и гражданства. А также право знать своих родителей и, насколько это возможно, право на их заботу.

Статья 8: Индивидуальность

Государствам следует уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая  имя, гражданство и семейные связи.

Статья 9: Разлучение с родителями

Не следует разделять ребенка с его родителями, за исключением тех случаев, когда это соответствует интересам ребенка. Например, если родители плохо обращаются с ребенком или не заботятся о нем. В случае разлучения ребенок имеет право поддерживать отношения с обоими родителями, за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка.

Стать 10: Воссоединение семьи

Семьи,  проживающие в различных государствах, имеют право воссоединяться и поддерживать контакты.

Статья 11: Незаконное перемещение и невозвращение детей

Государствам следует принять меры по прекращению незаконного вывоза детей из их страны.

Статья 12:  Мнение ребенка

Ребенок имеет право высказывать свое мнение  в случаях, когда взрослые принимают решение, затрагивающее их,  и мнение ребенка при принятии таких решений следует учитывать.

Статья 13: Свобода самовыражения

Каждый ребенок имеет право получать и передавать информацию в случаях, когда  она не наносит вред самому ребенку или окружающим.

Статья 14: Свобода мысли, совести и религии

Каждый ребенок имеет право на свободу мысли и вероисповедания в случаях, если это не ограничивает право других.

Статья 16: Право на личную жизнь

Каждый ребенок имеет право на личную жизнь. Ребенок имеет право на защиту закона от посягательств на его образ жизни, честное имя, семью и дом.

Статья 17: Доступ к надлежащей информации

Каждый ребенок имеет право на получение достоверной информации из СМИ. Телевидению, радио и газетам следует предоставлять понятную детям информацию, и они не должны распространять материалы, которые могут причинить вред ребенку.

Статья 18: Ответственность родителей

Оба родителя несут ответственность за воспитание своих детей, при этом им следует всегда учитывать соблюдение интересов каждого ребенка. Государствам следует помогать родителям путем предоставления различных услуг, особенно в тех случаях, когда оба родителя работают.

Статья 19: Защита от жестокого  и небрежного обращения

Государствам следует обеспечивать должный уход за ребенком и защиту от насилия, жестокого и небрежного обращения со стороны родителей или других людей, осуществляющих уход за детьми.

Статья 20: Защита ребенка, не имеющего семьи

Ребенок, который не может получать должную заботу в семье, имеет право на надлежащую заботу со стороны других людей, уважающих его религию, культуру и язык.

Статья 21: Усыновление

При усыновлении ребенка первоочередное внимание уделяется соблюдению интересов ребенка. Следует придерживаться единых правил вне зависимости от того, в какой стране происходит усыновление.

Статья 22: Дети-беженцы

Каждый ребенок, попадающий в страну в качестве беженца, наделяется такими же правами, что и дети, рожденные в данной стране.

Статья 23: Дети с ограниченными возможностями

Каждый ребенок, неполноценный в умственном или физическом отношении, имеет право на особый уход и поддержку с тем, чтобы он мог жить полной жизнью и сохранять свою независимость.

Статья 24: Здоровье и здравоохранение

Каждый ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения,  а также на предоставление чистой питьевой воды,  питательного продовольствия и чистую окружающую среду для того, чтобы он мог сохранять свое здоровье. Богатым странам следует помогать бедным странам в достижении этой цели.

Статья 25: Оценка условий, в которых находится ребенок

Каждый ребенок, находящийся на попечении местных органов управления, а не родителей, имеет право на периодическую оценку условий его жизни.

Статья 26: Социальная безопасность

Государству следует предоставлять дополнительные денежные средства детям из нуждающихся семей.

Статья 27: Уровень жизни

Каждый ребенок имеет право на такой уровень жизни, при котором удовлетворяются его физические и умственные потребности. Государству следует оказывать поддержку семьям, которые не могут самостоятельно обеспечить такой уровень жизни.

Статья 28: Образование

Каждый ребенок имеет право на образование. Школьную дисциплину следует поддерживать с помощью методов, уважающих человеческое достоинство ребенка. Начальное образование следует сделать бесплатным. Богатым странам следует помогать бедным странам в достижении этой цели.

Статья 29: Цели образования

Образование следует ориентировать на развитие личности и талантов ребенка в полном объеме. Одной из его целей следует сделать воспитание детей в духе уважения своих родителей, своей культуры и культуры других людей.

Статья 30:  Дети, принадлежащие к меньшинству или коренному населению

Каждый ребенок имеет право на изучение своего языка и обычаев своих семей вне зависимости от того, являются они языками и обычаями большинства или не являются.

Статья 31: Отдых, досуг и культурная деятельность

Каждый ребенок имеет право отдыхать и играть, а также участвовать в различных мероприятиях.

Статья 32: Детский труд

Государствам следует защищать детей от работы в опасных условиях, которые могут нанести вред их здоровью и образованию.

Статья 33: Употребление наркотиков

Государствам следует принимать меры с целью защитить детей от опасных наркотиков.

Статья 34: Сексуальная эксплуатация

Государствам следует защищать детей от сексуального насилия.

Статья 35: Торговля, контрабанда и похищение

Государствам следует принимать меры по предотвращению похищения и торговли детьми.

Статья 36: Другие формы эксплуатации

Следует защищать каждого ребенка от любых видов деятельности, мешающих его развитию.

Статья 37: Пытки и лишение свободы

Каждый ребенок, нарушивший закон, имеет право на защиту от жестокого обращения. Его не следует помещать в тюрьму вместе с взрослыми или лишать общения с членами семьи.

Статья 38: Вооруженные конфликты

Государствам следует заботиться о том, чтобы дети младше 15 лет не вступали в армию. Каждому ребенку, находящемуся в зоне военного конфликта,  следует предоставлять особую защиту.

Статья 39: Реабилитационный уход

Каждый ребенок, который подвергся насилию или плохому обращению, имеет право на получение помощи для восстановления самоуважения.

Статья 40: Дети в конфликте с законом

Каждый ребенок, обвиняемый в нарушении закона, имеет право на получение юридической помощи. Тюремное наказание в отношении детей следует применять только в случаях совершения тяжких преступлений.

Статья 41: Соблюдение положений, которые в большей степени способствуют соблюдению прав ребенка

В случае если законы определенного государства в большей степени способствуют соблюдению прав ребенка, то следует придерживаться этих законов.

Статья 42: Применение Конвенции о правах ребенка на практике

Государствам следует доводить содержание Конвенции до всех родителей и детей.

Источник: UNICEF brochure, What rights

Права ребенка

Термин «права ребенка» достаточно часто используется не только в речи государственных деятелей и СМИ, но и в обиходе обычных родителей. Сегодня мы попробуем разобраться, что же это такое «ПРАВА РЕБЕНКА», где и кем они прописаны.

В Российской федерации основными нормативно-правовыми документами по правам ребёнка являются:

  • Конституция Российской Федерации.

  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».

  • Семейный кодекс Российской Федерации (далее СК РФ).

  • Уголовный кодекс Российской Федерации (далее УК РФ).

  • Нормативные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.

  • Уставы дошкольного образовательного учреждения, школы.

Наряду с национальными законодательными актами действуют международные документы, которым, к слову, должны соответствовать нормы российского права. Среди них самыми значимыми являются:

  • Всеобщая декларация прав человека (1949 год)

  • Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1959).

  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989).

  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

Историческая справка

Первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет.

Приняв в 1959 г. краткую Декларацию прав ребенка, ООН поставила цель: разработать документ о правах детей, который имел бы обязательную силу для государств, согласившихся его подписать. Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка (1989г.).

Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право.

Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.)

Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», устанавливающий основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Основные права детей

Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).


Основные права человека (ребенка) указаны в Конституции РФ. Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь – это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна.

Кроме Конституции права ребенка перечисляются в Семейном кодексе РФ:

  1. Право жить и воспитываться в семье (ст.54 СК РФ). Право ребенка на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие предполагает предоставление каждому ребенку в семье возможности расти физически и духовно здоровым, способным к полноценной самостоятельной жизни. Ребенок имеет право на совместное проживание со своими родителями (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам).

  2. Право на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ). Право ребенка знать своих родителей. Происхождение детей от конкретных родителей является основанием для возникновения правовых отношений между родителями и детьми независимо от того, состоят ли родители в браке или нет, проживают ли они совместно или раздельно.

  3. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК РФ).

  4. Право ребенка выражать свое мнение. Закрепление этого права подчеркивает, что и в семье ребенок является личностью, с которой следует считаться, особенно при решении тех вопросов, которые непосредственно затрагивают его интересы (Статья 12 Конвенции ООН о правах ребенка и статья 57 СК).

  5. Право ребенка на имя (ст. 58 СК РФ). Оно включает в себя имя, данное ребенку при рождении (собственное имя), отчество (родовое имя), фамилию, переходящую к потомкам.

  6. Изменение имени и фамилии ребенка. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства, исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя (ст. 59 СК РФ).

  7. Имущественные права ребенка. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V Семейного кодекса РФ (ст. 60 СК РФ). Ребенок является собственником принадлежащего ему имущества и приносимых им доходов.

А вот как описаны права ребенка в Конвенции ООН о правах ребенка:

«Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры» (ст. 3).

«Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы» (ст. 18).

Итак, мы рассмотрели понятие «права ребенка» и определили какими правами обладает ребенок. Далее я более подробно расскажу о каждом из них, а если у вас есть вопросы или что-то осталось не понятно, то вы всегда можете воспользоваться формой обратной связи на Портале «Я-Родитель» и я с удовольствием отвечу на все ваши вопросы.

Михаил Красильников

«Права детей в России»

Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что дети во всем мире нуждаются в специальной правовой защите. Ребенок и его права должны защищаться законом. По международным нормам и по российскому законодательству ребенком признается лицо, не достигшее совершеннолетнего возраста.

Можно выделить следующие основные права ребенка, гарантированные Конституцией РФ:

-право на жизнь,

-право на свободу и личную неприкосновенность,

-право на охрану здоровья и медицинскую помощь,

-право на воспитание в семье,

-право на образование,

-право на жилище,

Так, право на жизнь является неотъемлемым правом человека, так как возникает с момента его рождения и ограничению не подлежит. Данное право подразумевает под собой запрет на произвольное лишение человека жизни, а также ответственность государства за обеспечение охраны жизни. В связи с этим, государством принимаются меры, направленные на защиту жизни каждого человека, например, путем установления уголовной ответственности. Жизнь детей является наивысшей ценностью, поэтому все законы, принятые во исполнение Конституции РФ, направлены в первую очередь охрану жизни детей, создание благоприятных условий для их проживания.

Право на свободу составляет фундамент всех индивидуальных прав, является главной ценностью права и критерием правового государства. Защита личной свободы — физической и психической неприкосновенности — есть ограждение от зависимости, давления и принуждения. Свобода заключается в возможности жить по-своему, по собственному самовыражению, делать все, что не приносит вреда другому человеку, а также в отсутствии препятствий к совершению действий. Свобода является противопоставлением всякому рабству и неволе, физическому и духовному насилию и принуждению. Так, торговля детьми, их похищение и эксплуатация, в том числе рабский труд детей, в Российской Федерации запрещены. За совершение таких действий также установлена уголовная ответственность.

Согласно Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Под охраной здоровья населения понимается комплекс мер различного характера (экономического, социального, правового, научного, санитарно-эпидемиологического и др.), направленных на поддержку и укрепление здоровья каждого человека, а также предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболевания, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих

хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей. Кроме того, согласно действующему законодательству несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет вправе самостоятельно принимать решение о согласии на медицинское вмешательство или об отказе от него.

Из положений Конституции РФ следует, что каждый ребенок имеет право на воспитание в семье. Детство и семья находятся под защитой государства. Семья, материнство, отцовство и детство являются социальными ценностями общества. Защита семьи, материнства, отцовства и детства осуществляется государством, общественными объединениями, системой нравственных ценностей, сложившихся в обществе. Забота о семье, материнстве, детстве, отцовстве означает создание обществом и государством социально-экономических, политических, идеологических и нравственных предпосылок для прочной, здоровой семьи, полноценного материнства, отцовства и детства, заботу о матери и ребенке, охрану их прав. Воспитание ребёнка в семье является приоритетным. Каждый ребенок имеет право на заботу со сторону родителей. Государством принята целая система социальных мер поддержки семей, в которых воспитываются дети (например, поддержка многодетных семей). Никто не может просто так забрать ребенка у родителей и разрушить семью. Однако иногда в силу жизненных обстоятельств у ребенка может не быть своей семьи и родителей. В связи с этим, государством предусмотрена возможность устройства детей в другую семью (например, посредством усыновления, установления опеки, устройства в приёмную семью).

Каждый ребенок имеет право на образование. Получение основного общего образования обязательно, поэтому родители или лица, их заменяющие, должны обеспечить получение детьми основного общего образования. Кроме того, каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Чтобы каждый ребенок мог получить образование, законодательством предусмотрены:

-различные виды образовательных учреждений, в том числе образовательные учреждения для детей-инвалидов;

-многообразие форм обучения, в том числе самообразование, семейное образование, домашнее обучение;

-возможность использования образовательных технологий, в том числе дистанционное и электронное обучение;

-меры социальной поддержки и стимулирования, например, в предусмотренных Законом случаях обеспечение транспортом, питанием и местами в общежитии, выплата стипендий, материально помощи и т. д. Жилище является одним из важнейших материальных условий жизни человека (наряду с пищей, водой, одеждой и др.).

Конституционное право на жилище означает юридически гарантированную возможность каждого быть обеспеченным постоянным жилищем. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов. Таким образом, право ребенка на жилище, как правило, обеспечивается его законным представителем. Лицам, которые не имеют жилья и возможности приобрести его самостоятельно, государством предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем по договорам социального найма, предоставления субсидий, жилищных сертификатов и т. д.

Помимо этого, в России уже длительное время существует Уполномоченный по правам ребёнка, деятельность которого направлена только на защиту прав детей.

Прокуратура города Тюмени

Права ребёнка

  • Ребёнок имеет право на семью.
  • Ребёнок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей.
  • Ребёнок имеет право посещать школу и учиться.
  • Ребёнок имеет право на равенство.
  • Ребёнок имеет право свободно выражать свои мысли.
  • Ребёнок имеет право на собственное мнение.
  • Ребёнок имеет право на имя и гражданство.
  • Ребёнок имеет право на получение информации.
  • Ребёнок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения.
  • Ребёнок имеет право на медицинское обслуживание.
  • Ребёнок имеет право на отдых и досуг.
  • Ребёнок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).


На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.


Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

Декларация прав ребёнка (1959)


Декларация прав ребёнка. Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, устанавливает следующие принципы:

  1. Ребёнку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребёнка или его семьи.
  2. Ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита детей и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путём и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка.
  3. Ребёнку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.
  4. Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровый рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая дородовый и послеродовый уход. Ребёнку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.
  5. Ребёнку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режимы, образование и заботы, необходимые ввиду его особого состояния.
  6. Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.
  7. Ребёнок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребёнка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребёнку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.
  8. Ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.
  9. Ребёнок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.
  10. Ребёнок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.
  11. Ребёнок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.


ПРАВА РЕБЕНКА в ШКОЛЕ: модели их защиты



Закон Ханты-Мансийского АО — Югры  от 10.07.2009 г. N 109-оз «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре»


Письмо «Об организации правового просвещения и распространения информации о правах ребенка, адаптированных для детей, родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, через средства массовой информации, информационно – телекоммуникационную сеть «Интернет» в 2016 году» 


Формирование установок толерантного сознания у учащихся 

Воспитание.

Социализация. Профилактика


Доклад на городском августовском педсовете, РМЦ «Модель работы по профилактике аддиктивного поведения в целях успешной социализации обучающихся». Модель работы ОО по профилактике аддиктивного поведения обучающихся


Программа воспитания и социализации МБОУ СШ №3



Программа по профилактике правонарушений



Организация работы с обучающимися 



Школьное самоуправление



Добровольное тестирование на предмет раннего выявления употребления наркотических средств



Дополнительное образование детей 





    Права несовершеннолетних

    Семейный кодекс Российской Федерации 

    Глава 11. Права несовершеннолетних детей

    Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье

    1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

    2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

    Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

    При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к статье 54 СК РФ

    Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками

    1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.

    В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ в пункт 2 статьи 55 внесены изменения

    См. текст пункта в предыдущей редакции

    2. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в медицинской организации и другое), имеет право на общение со своими родителями (лицами, их заменяющими) и другими родственниками в порядке, установленном законом.

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к статье 55 СК РФ

    Статья 56. Право ребенка на защиту

    1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

    Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

    Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

    2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

    При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

    3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к статье 56 СК РФ

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ в статью 57 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2008 г.

    См. текст статьи в предыдущей редакции

    Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение

    Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (статьи 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к статье 57 СК РФ

    Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию

    1. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.

    2. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае.

    3. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации.

    4. При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.

    5. Если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка (пункт 3 статьи 51 настоящего Кодекса), фамилия — по фамилии матери.

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к статье 58 СК РФ

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. N 140-ФЗ в статью 59 настоящего Кодекса внесены изменения

    См. текст статьи в предыдущей редакции

    Статья 59. Изменение имени и фамилии ребенка

    1. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя.

    2. Если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя. Учет мнения родителя не обязателен при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка.

    3. Если ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено, орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить его фамилию на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой.

    4. Изменение имени и (или) фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия.

    ГАРАНТ:

    О перемене имени лицами, достигшими четырнадцати лет, см. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ

    См. комментарии к статье 59 СК РФ

    Статья 60. Имущественные права ребенка

    1. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V настоящего Кодекса.

    2. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.

    Суд по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, вправе вынести решение о перечислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках.

    3. Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

    Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса Российской Федерации.

    При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 Гражданского кодекса Российской Федерации).

    ГАРАНТ:

    О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение см. Жилищный кодекс РФ, Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, Закон РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I

    4. Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

    5. В случае возникновения права общей собственности родителей и детей их права на владение, пользование и распоряжение общим имуществом определяются гражданским законодательством.

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к статье 60 СК РФ

    Каковы законные права детей?

    Создано командой юридических писателей и редакторов FindLaw
    | Последнее обновление 18 марта 2019 г.

    Дети или несовершеннолетние не обладают полной дееспособностью взрослых. Как правило, несовершеннолетним не предоставляются права взрослых до достижения ими 18-летнего возраста, хотя это варьируется от штата к штату (19 в Алабаме и Небраске, 21 в Миссисипи).Поскольку дети все еще развиваются, как физически, так и умственно, они не считаются способными пользоваться теми же правами, что и взрослые. Например, дети не имеют права голосовать, владеть имуществом, давать согласие на лечение, подавать в суд или против них или заключать определенные типы контрактов.

    Однако у детей действительно есть некоторые неотъемлемые юридические права с момента их рождения, и они получают некоторые дополнительные права по мере взросления. Кроме того, дети могут получить доступ к некоторым правам, доступным только взрослым (например, к судебным искам), когда родитель или законный опекун действует от их имени.

    В этой статье рассматриваются основные законные права детей в США.

    Юридические права детей: основы

    Хотя дети растут и взрослеют по-разному, каждый ребенок рождается с некоторыми правами. Например, дети имеют право на безопасную окружающую среду, хорошее питание, здравоохранение и образование. Хотя родители имеют право воспитывать своих детей так, как они считают нужным, если ребенок небезопасен, государство заберет детей из их дома.Родители обязаны удовлетворять основные потребности ребенка.

    Несовершеннолетние также имеют права в соответствии с Конституцией США. В частности, они имеют право на равную защиту, что означает, что каждый ребенок имеет право на одинаковое обращение со стороны властей, независимо от расы, пола, инвалидности или религии. Дети также имеют право на надлежащую правовую процедуру, которая включает уведомление и слушание до того, как правительство лишит их основных прав.

    Дети с ограниченными возможностями также имеют права в соответствии с федеральным законом об образовании с ограниченными возможностями.Закон об образовании с ограниченными возможностями предоставляет детям, нуждающимся в специальном образовании, специальные приспособления для обеспечения того, чтобы они получали такое же образование, что и их сверстники.

    Права, которые дети могут получить по мере взросления

    Некоторые юридические права детей приобретаются по мере роста детей в зависимости от их возраста и уровня зрелости. Например, дети имеют ограниченное право на свободу слова. Во многих случаях детей поощряют формировать мнение и свободно высказывать свое мнение.Однако школы могут ограничить речь ребенка, если считают, что это может нанести вред другим ученикам. Это правило может иметь совершенно разные применения для учащихся разного возраста. Например, картина ученика с изображением обнаженной натуры может быть неуместной в средней школе, но ультрасовременное искусство в средней школе.

    Подростки, как правило, имеют больше прав, чем дети младшего возраста. Подростки могут работать, хотя точный возраст, в котором несовершеннолетний может начать работать, и часы, в которые он может работать, зависят от штата.Закон о справедливых трудовых стандартах и ​​законы штата о труде регулируют трудоустройство несовершеннолетних.

    В системе уголовного правосудия дети старшего возраста пользуются большей автономией, чем преступники младшего возраста; а несовершеннолетние обвиняемые иногда переводятся в систему уголовного правосудия для взрослых за особо серьезные преступления, такие как убийство.

    Если ребенок является особенно зрелым, он может иметь право на эмансипацию — процедуру, предоставляющую несовершеннолетним большую часть прав и обязанностей взрослой жизни, — а в некоторых случаях эмансипация происходит автоматически.В противном случае об освобождении необходимо подать прошение в суд соответствующего штата.

    Получите юридическую помощь по юридическим вопросам вашего ребенка

    Может показаться, что у детей нет никаких прав, сравнимых с правами их взрослых, но это не так. Тем не менее, не всегда легко определить законные права детей, особенно с учетом различий в законах штатов. Получите душевное спокойствие относительно своих прав (или прав близкого человека) как несовершеннолетнего, обратившись к ближайшему к вам адвокату по семейным делам.

    Спасибо за подписку!

    Информационный бюллетень FindLaw

    Будьте в курсе того, как закон влияет на вашу жизнь

    Информационный бюллетень FindLaw

    Будьте в курсе того, как закон влияет на вашу жизнь

    Введите свой адрес электронной почты, чтобы подписаться
    Введите ваш адрес электронной почты:

    Права ребенка и их значение

    Дети и молодые люди имеют те же общие права человека, что и взрослые, а также особые права, в которых признаются их особые потребности.Дети не являются ни собственностью родителей, ни беспомощными объектами благотворительности. Они люди и обладают собственными правами.

    Конвенция о правах ребенка устанавливает права, которые должны быть реализованы, чтобы дети могли полностью раскрыть свой потенциал.

    Конвенция предлагает видение ребенка как личности и члена семьи и сообщества с правами и обязанностями, соответствующими его возрасту и стадии развития.Признавая таким образом права детей, Конвенция делает упор на ребенка в целом.

    Конвенция признает основополагающее человеческое достоинство всех детей и безотлагательную необходимость обеспечения их благополучия и развития. Он проясняет идею о том, что основное качество жизни должно быть правом всех детей, а не привилегией, которой пользуются немногие.


    Курс: Права ребенка и их значение

    Хотите узнать больше о правах ребенка? Пройдите этот короткий курс, чтобы изменить ваше понимание прав ребенка и подхода, основанного на правах ребенка, познакомить вас с мандатом ЮНИСЕФ в том, что касается прав ребенка, и вдохновить вас применить линзу прав ребенка к вашей повседневной работе и жизни.


    Важность прав детей

    Есть много причин для выделения прав детей в отдельную Конвенцию о правах человека:

    Дети — личности

    Дети не являются ни собственностью родителей, ни государством, ни просто создателями; они имеют равный статус как члены человеческой семьи.

    Дети начинают жизнь как полностью зависимые существа

    Дети должны полагаться на взрослых в вопросах воспитания и руководства, которые им необходимы, чтобы стать независимыми.В идеале такое воспитание обеспечивается взрослыми в детских семьях, но когда основные взрослые опекуны не могут удовлетворить потребности детей, именно государство как лицо, несущее основную ответственность, должно найти альтернативу в наилучших интересах ребенка.

    Действия или бездействие правительства влияют на детей сильнее, чем на любую другую группу общества

    Практически каждая область государственной политики — от образования до здравоохранения — в той или иной степени затрагивает детей. Недальновидная политика, не учитывающая детей, отрицательно сказывается на будущем всех членов общества.

    Взгляды детей должны быть услышаны и приняты во внимание в политическом процессе

    Дети обычно не голосуют и традиционно не принимают участия в политических процессах. Без особого внимания к мнениям детей, выражаемым дома и в школах, в местных сообществах и даже в правительстве, мнения детей остаются неуслышанными по многим важным вопросам, которые затрагивают их сейчас или повлияют на них в будущем.

    Многие изменения в обществе оказывают непропорциональное, а зачастую и негативное влияние на детей

    Трансформация структуры семьи, глобализация, изменение климата, цифровизация, массовая миграция, изменение структуры занятости и сокращение сети социального обеспечения во многих странах — все это оказывает сильное влияние на детей.Воздействие этих изменений может быть особенно разрушительным в ситуациях вооруженного конфликта и других чрезвычайных ситуаций.

    Здоровое развитие детей имеет решающее значение для будущего благополучия любого общества

    Поскольку они все еще развиваются, дети особенно уязвимы — в большей степени, чем взрослые — по отношению к плохим условиям жизни, таким как бедность, неадекватное здравоохранение, питание, безопасная вода, жилье и загрязнение окружающей среды. Последствия болезней, недоедания и бедности угрожают будущему детей и, следовательно, будущему обществ, в которых они живут.

    Общество обходится без своих детей огромно

    Результаты социальных исследований показывают, что ранний опыт детей значительно влияет на их будущее развитие. Ход их развития определяет их вклад или стоимость жизни в обществе.

    Ваши права — права детей

    Согласно Конституции и закону, дети, зависящие от системы социальной защиты детей, имеют права, и «Права детей» призваны защищать их.

    Дети, находящиеся в приемных семьях, и другие дети, зависящие от государственных систем социальной защиты детей, имеют важные юридические права в соответствии с Конституцией США, федеральным законодательством и законодательством штата, в том числе:

    • Право на защиту от жестокого обращения, пренебрежения или другого жестокого обращения в приемных семьях, групповых домах и других местах размещения. Приемные родители и персонал учреждения должны находиться под надлежащим наблюдением и проверкой. Любое предполагаемое жестокое обращение должно быть быстро и тщательно расследовано.
    • Право на достаточное питание, одежду и жилище.
    • Право на соответствующее стабильное размещение в наименее ограничительной ситуации.
    • Право на регулярную медицинскую и стоматологическую помощь, а также любые необходимые психиатрические услуги.
    • Право на необходимые услуги в области развития и образования.
    • Право на услуги по планированию дела и постоянное жилище в соответствии с целями вашего опеки.
    • Право не портиться во время нахождения под стражей.
    • Право не подвергаться дискриминации по признаку расы, религии, пола, сексуальной ориентации или гендерной идентичности.

    Уже почти 25 лет организация «Права детей» защищает интересы детей.

    С 1995 года мы сражаемся за защиту прав подвергшихся насилию, заброшенных и приемных / усыновленных молодых людей, одерживая знаменательные победы и добиваясь значительных улучшений в жизни детей в более чем дюжине штатов по всей стране.

    Чтобы узнать больше о наших кампаниях по реформе социальной защиты детей, посетите сайт www.childrensrights.org/cases.

    Чтобы связаться с нами, посетите сайт www.childrensrights.org/contact.

    «Права детей» возбуждает коллективные иски от имени детей в системах защиты детей. Мы не обеспечиваем прямого юридического представительства или консультируем по отдельным вопросам. Если вам нужен юрисконсульт, который представит вас или проконсультирует вас, обратитесь в местную коллегию адвокатов, в агентство по оказанию юридической помощи / юридических услуг или в суд, чтобы получить направление на адвоката.

    Права детей — Миссия:

    Каждый день дети страдают из-за нарушенных в Америке систем защиты детей, ювенальной юстиции, образования и здравоохранения.Посредством неустанной стратегической защиты и судебных исков мы возлагаем на правительства ответственность за обеспечение безопасности и здоровья детей. Права детей оказали долгосрочное влияние, защитив сотни тысяч уязвимых детей, и мы готовы помочь еще миллионам. Они зависят от нас… и от вас.

    ###

    Будьте в курсе! Присоединяйтесь к нашему списку рассылки для получения обновлений:

    Что такое права детей? | Альянс за права детей

    Полный список прав детей и подростков в возрасте до 18 лет изложен в Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка, которая является наиболее признанным стандартом прав детей в мире.Ирландия обязалась поощрять права детей, когда она подписала Конвенцию в 1992 году.

    Права детей включают право на здоровье, образование, семейную жизнь, игры и отдых, достаточный уровень жизни и право на защиту от жестокого обращения и вреда. Права детей охватывают их потребности в развитии и соответствующие возрасту, которые со временем меняются по мере взросления ребенка.

    Есть четыре общих принципа, лежащих в основе всех прав детей:

    • Недискриминация означает, что все дети имеют одинаковое право на развитие своего потенциала в любых ситуациях и в любое время.Например, каждый ребенок должен иметь равный доступ к образованию независимо от пола, расы, этнической принадлежности, национальности, религии, инвалидности, отцовства, сексуальной ориентации или другого статуса ребенка
    • Наилучшие интересы ребенка должны быть «главным соображением» во всех действиях и решениях, касающихся ребенка, и должны использоваться для разрешения конфликтов между различными правами. Например, при принятии решений о национальном бюджете, затрагивающих детей, правительство должно учитывать, как сокращения повлияют на наилучшие интересы ребенка
    • Право на выживание и развитие подчеркивает жизненно важное значение обеспечения доступа к основным услугам и равных возможностей для детей в достижении их полного развития.Например, ребенок с ограниченными возможностями должен иметь эффективный доступ к образованию и здравоохранению, чтобы полностью реализовать свой потенциал
    • Взгляды ребенка означают, что голос ребенка должен быть услышан и уважаться во всех вопросах, касающихся его или ее прав. Например, власть имущие должны посоветоваться с детьми, прежде чем принимать решения, которые их затронут.

    Узнайте больше о том, как Альянс за права детей улучшает жизнь всех детей и молодых людей, обеспечивая соответствие законов, политики и услуг Ирландии стандартам, установленным в Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка.

    Что такое права детей? | Австралийская комиссия по правам человека

    Дети, как и взрослые, имеют права человека.

    Помимо прав человека, изложенных во Всеобщей декларации прав человека, дети и молодые люди имеют право на дополнительные права, в которых признается, что молодые люди имеют особые потребности, чтобы помочь им выжить и полностью раскрыть свой потенциал. Дети также имеют право на особую защиту из-за их уязвимости к эксплуатации и жестокому обращению.Конкретные права детей изложены в Конвенции о правах ребенка.

    Что такое Конвенция о правах ребенка (КПР)?

    Конвенция о правах ребенка — это международное соглашение о правах человека (также известное как договор о правах человека), в котором излагаются конкретные права, на которые могут претендовать дети и молодые люди.

    Подписав Конвенцию, национальные правительства обязуются защищать эти права в своих странах.Практически все страны мира взяли на себя обязательства по Конвенции, что сделало ее наиболее широко поддерживаемым договором по правам человека.

    Конвенция была одобрена Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций и вступила в силу в сентябре 1990 года. Австралия ратифицировала Конвенцию в декабре 1990 года. Ратифицировав — или, другими словами, официально одобрив — Конвенцию, Австралия обязалась обеспечить, чтобы все дети в Австралия пользуется правами, изложенными в договоре.

    Чтобы убедиться, что страны выполняют свои обязательства перед детьми в соответствии с Конвенцией, Организация Объединенных Наций также создала Комитет по правам ребенка.Комитет представляет собой группу из 18 независимых экспертов, которые каждые 5 лет проверяют деятельность стран, подписавших Конвенцию.

    Знаете ли вы? Только две страны в Организации Объединенных Наций не ратифицировали Конвенцию о правах ребенка — Южный Судан и Соединенные Штаты Америки.

    Что в конвенции?

    Конвенция о правах ребенка охватывает целый ряд различных прав человека — гражданских, политических, экономических, социальных и культурных — и определяет конкретные способы реализации этих прав для детей и молодежи.Конвенция определяет каждого ребенка в возрасте до 18 лет как ребенка.

    Некоторые права, содержащиеся в Конвенции, включают:

    • право на справедливое обращение
    • право высказываться по поводу решений, влияющих на вас
    • право жить и расти здоровыми
    • право на безопасность независимо от того, где вы находитесь
    • право на получение образования
    • право играть и получать удовольствие!

    Щелкните здесь, чтобы просмотреть упрощенную версию Конвенции от ЮНИСЕФ (PDF)

    Щелкните здесь, чтобы увидеть упрощенную версию Конвенции организации «Спасите детей», Австралия

    Щелкните здесь, чтобы увидеть полный текст Конвенции

    Как защищаются права детей в Австралии?

    Большинство детей и молодых людей в Австралии растут в безопасной, здоровой и позитивной среде.

    Однако некоторые группы детей и молодежи в Австралии по-прежнему не имеют надлежащей защиты прав человека. В частности, бездомные дети или дети с проблемами психического здоровья, дети с ограниченными возможностями, дети, находящиеся под стражей иммигрантов, а также дети аборигенов и жителей островов Торресова пролива с большей вероятностью будут лишены своих прав человека.

    В рамках нашей ответственности по мониторингу и продвижению прав человека в Австралии Австралийская комиссия по правам человека работает над привлечением внимания к проблемам и проблемам прав человека, с которыми сталкиваются дети и молодежь.

    Один из способов сделать это — отчитаться перед Комитетом ООН по правам ребенка о том, насколько хорошо Австралия выполняет свои обязательства по Конвенции.

    В последний раз Комитет рассматривал прогресс Австралии в июне 2012 г. и сделал ряд заключительных замечаний, в которых изложены их выводы.

    Щелкните здесь, чтобы просмотреть полный текст Заключительных замечаний по Австралии 2012 года Комитета Организации Объединенных Наций по правам ребенка (PDF)

    Щелкните здесь, чтобы ознакомиться с адаптированной для детей версией Заключительных замечаний Объединенного комитета по правам ребенка 2012 г. по Австралии

    Еще одним основным направлением работы Австралийской комиссии по правам человека в целях поощрения и защиты прав детей и молодежи является деятельность Национального уполномоченного по делам детей Меган Митчелл.(Узнайте больше о Национальном уполномоченном по делам детей)

    Другие полезные ссылки

    Дополнительную информацию о правах детей можно найти на следующих веб-сайтах:

    Факты в лицо: права детей

    Комиссия по правам человека Австралии выпустила короткую публикацию, в которой содержится точная и понятная информация о правах детей. Издание отличается красочной инфографикой, интересной статистикой и полезными ссылками.

    Lawstuff — Знай свои права

    На этом веб-сайте выберите штат или территорию, в которой вы живете, чтобы увидеть применимые к вам законы, в том числе информацию о законах, которые касаются конкретно детей и молодежи, таких как кибер-издевательства, сексуальные посягательства и ювенальная юстиция.

    Что случилось с CRoC?

    Справочник по Конвенции о правах ребенка и ее значению для Австралии.

    ЮНИСЕФ — Права детей в других странах

    Обзор проблем, с которыми сталкиваются дети и молодые люди, в разбивке по странам.

    Справочник

    : Какие права есть у детей?

    Reuters

    В ознаменование 800-летия подписания Великой хартии вольностей Newsround изучает, какие права сегодня имеют дети.

    В 1215 году была создана Великая хартия вольностей, в которой был изложен список основных правил управления страной. Это был первый случай, когда простые люди были защищены правами.

    Сейчас во всем мире дети защищены специальным набором прав, созданным Организацией Объединенных Наций — группой стран, которые работают вместе, пытаясь решить некоторые из мировых проблем.

    Чтобы наслаждаться сайтом CBBC Newsround в лучшем виде, вам необходимо включить JavaScript.

    Что такое Конвенция ООН о правах ребенка?

    Права каждого ребенка закреплены в Конвенции ООН о правах ребенка.

    Итак, какие права у детей?

    ОБРАЗОВАНИЕ

    Каждый ребенок имеет право ходить в школу, чтобы получить необходимые навыки в будущем.

    Но в некоторых странах дети не могут ходить в школу каждый день.

    Чтобы наслаждаться сайтом CBBC Newsround в лучшем виде, вам необходимо включить JavaScript.

    Активистка кампании в области образования Малала Юсафзай разговаривает с Айшахом

    Это может быть связано с тем, что семьи слишком бедны, чтобы их отправлять, а детям вместо этого приходится работать, чтобы зарабатывать деньги, или потому, что в некоторых местах просто нет школ, в которые можно пойти.

    В таких странах, как Пакистан, некоторые люди не считают, что девочек нужно получать образование. Школьница Малала Юсуфзай подверглась нападению в 2012 году, потому что некоторые люди в Пакистане были недовольны тем, что она призывала девочек ходить в школу.

    РАБОТА

    Чтобы наслаждаться сайтом CBBC Newsround в лучшем виде, вам необходимо включить JavaScript.

    Хейли сообщает о детях, работающих на незаконных оловянных рудниках Индонезии.

    Ни один ребенок не должен выполнять работу, которая опасна или может нанести вред их здоровью, или мешать им ходить в школу и проводить свободное время.

    В некоторых частях света детям из бедных семей иногда приходится работать. Эти дети в Индонезии говорят, что им приходится работать в опасных шахтах, чтобы зарабатывать деньги на еду.

    ЗДОРОВЬЕ

    EPA

    Каждый ребенок имеет право на максимально возможное здоровье. У них должен быть чистый воздух и вода, хорошее питание, доступ к врачам и образование, как оставаться здоровыми.

    Правительства всего мира должны оказывать помощь и поддержку всем детям-инвалидам и их семьям.

    СЕМЬЯ

    Чтобы наслаждаться сайтом CBBC Newsround в лучшем виде, вам необходимо включить JavaScript.

    Дети в Великобритании и Южном Судане говорят о своих правах

    Детей нельзя разлучать со своими родителями, если они не хотят этого, кроме тех случаев, когда им небезопасно находиться с ними.

    Если их родители разойдутся, дети имеют право поддерживать контакт с обоими родителями.

    Государство должно защищать детей, если их собственная семья не может заботиться о них.

    МНЕНИЯ

    К мнению детей по вопросам, которые их касаются, нужно относиться серьезно.

    Каждый ребенок имеет право думать и верить в то, во что он хочет, при условии, что это не вредит другим, и исповедовать любую религию по своему выбору.

    Но в некоторых странах дети не могут исповедовать свою религию, потому что их правительство считает, что только одна религия является правильной, и все должны ей следовать.

    WAR

    Чтобы наслаждаться сайтом CBBC Newsround в лучшем виде, вам необходимо включить JavaScript.

    История создания колумбийских детей-солдат

    Никто в возрасте до 15 лет не должен вступать в армию или участвовать в боевых действиях.

    Такие дети в Колумбии были вынуждены покинуть свои дома, своих друзей и семьи, чтобы участвовать в войнах.

    БЕЖЕНЦЫ

    Чтобы наслаждаться сайтом CBBC Newsround в лучшем виде, вам необходимо включить JavaScript.

    Айшах узнает о проблемах, с которыми сталкиваются европейские мигранты

    Правительства должны позаботиться о том, чтобы, даже если они покидают свои дома, дети-беженцы имели те же права, что и другие дети.

    Беженцы обычно пытаются спастись от войны и бедности в своих странах, но их путешествия часто очень опасны. Такие дети, пересекающие Средиземное море, не знают, смогут ли они остаться в Европе по прибытии.

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

    Чтобы пользоваться сайтом CBBC Newsround в лучшем виде, вам необходимо включить JavaScript.

    Министр правительства Жюстин Гриннинг говорит о правах детей

    Задача всех правительств — принимать законы, защищающие права детей.

    Зрители Newsround спросили Жюстин Гриннинг, министра правительства Великобритании, отвечающую за Департамент международного развития, о том, как Великобритания помогает детям во всем мире.

    Независимо от того, где вы находитесь, все дети имеют одинаковые права, и никто не может их отнять у вас.

    Празднование Национального месяца защиты детей: 12 прав ребенка | Новости

    Ноябрь знаменует начало Национального месяца защиты детей, как объявил Совет по защите детей (CWC).Это мероприятие, продолжающееся месяц, направлено на продвижение и распространение информации о правах детей здесь, на Филиппинах, с учетом политического и социального климата, в котором они живут.

    Филиппинам еще предстоит пройти долгий путь, когда дело доходит до обеспечения адекватного и качественного медицинского обслуживания. образование и светлое будущее для филиппинских детей. Данные ситуационного анализа детей на Филиппинах, проведенного ЮНИСЕФ, показывают, что 31,4% детей жили за чертой бедности в 2015 году. Более недавнее исследование, проведенное в 2017 году, показало, что на каждую 1000 рожденных детей 28 умирают, не достигнув пятилетнего возраста.

    Цифры могут показаться мрачными, но борьба еще не окончена. Ключ к тому, чтобы дать филиппинским детям наилучший старт в жизни, — это узнать о своих правах, как это провозглашено президентским указом № 603 или Кодексом защиты детей и молодежи.

    В свете Национального месяца детей ниже представлены 12 прав ребенка и то, что взрослые могут сделать для их защиты.

    12 прав филиппинских детей

    1. Каждый ребенок имеет право родиться благополучно.
    Родители несут ответственность за обеспечение безопасных условий для своего будущего ребенка. Это включает в себя надлежащее медицинское обслуживание и уход с момента зачатия, рождения и в детстве в отделении по уходу за новорожденными или педиатрическом центре.

    2. Каждый ребенок имеет право на полноценную семейную жизнь.
    Первая среда обучения ребенка и учителя — это его дом и семья. Они имеют право быть частью любящей семьи, которая привит им этические ценности и мораль.

    3. Каждый ребенок имеет право на хорошее воспитание и стать полезными членами общества.
    Воспитывая их в безопасных и любящих окружающих условиях, родители и опекуны могут формировать личности своих молодых людей, которые будут полезными и полезными для членов своих сообществ, когда они станут старше.

    4. Каждый ребенок имеет право на основные потребности.
    Четыре основные потребности людей, обозначенные в законе, заключаются в следующем: сбалансированное питание, соответствующая одежда, достаточное жилище и надлежащее медицинское обслуживание.Это также включает любые другие требования для ведения здорового и активного образа жизни.

    5. Каждый ребенок имеет право на доступ ко всему, что ему нужно для хорошей жизни.
    Это право выходит за рамки основных потребностей и больше фокусируется на атмосфере места, в котором они будут расти. Потребности ребенка всегда необходимо учитывать, чтобы он чувствовал поддержку окружающих, что, в свою очередь, будет формировать и укреплять его характер. в зрелом возрасте.

    6. Каждый ребенок имеет право на образование.
    В идеальном мире каждый ребенок должен иметь возможность посещать класс и иметь доступ к книгам и учебным материалам, которые могут обогатить его интеллект и навыки.

    7. Каждый ребенок имеет право играть и наслаждаться своей юностью.
    Дети имеют право заниматься полезными для здоровья развлечениями, когда они того пожелают, и не могут быть использованы в мероприятиях, которые, как считается, должны делать только взрослые, то есть в интенсивном ручном труде.

    8. Каждый ребенок имеет право на защиту от опасности.
    Сюда входят все опасности, которые могут повлиять на их физическое, психическое и эмоциональное состояние, такие как выведение их из опасных жизненных ситуаций, предотвращение попадания в несчастные случаи или защита от жестокого обращения со стороны взрослых, и многие другие.

    9. Каждый ребенок имеет право жить в продуктивной среде.
    Дети должны быть окружены безопасными сообществами, которые вдохновляют их отдавать, когда они вырастут. Это означает, что нужно держаться подальше от дурных влияний и ситуаций, которые могут нанести вред их здоровью.

    10. Каждый ребенок имеет право на заботу в отсутствие его родителя или опекуна.
    Если родитель или опекун не выполняет свою роль, государство берет на себя опеку и заботу о ребенке, обеспечивая их основные потребности для роста и развития.

    11. Каждый ребенок имеет право на хорошее управление.
    Дети также имеют право родиться в условиях хорошего управления, которое может вдохновить их стать полезными и активными гражданами. Это не обязательно означает, что они должны заниматься политикой, они скорее заинтересованы в участии в политических дискуссиях на благо своей страны.

    12. Каждый ребенок имеет право на свободу и мир.
    И последнее, но не менее важное: каждый ребенок имеет право делать в своей жизни все, что он хочет, при условии, что это способствует миру и улучшению общества, частью которого он является.

    Защищайте права детей каждый день
    Родители, опекуны и все взрослые должны проявлять бдительность в защите и отстаивании прав детей. Хотя этот Национальный месяц детей — это нежное напоминание для всех о том, что они создают лучший мир для молодых филиппинцев, чтобы они могли жить в будущем, битва не должна прекращаться в конце ноября.