Школа 31 гродно: Начальная школа. ГУО «Средняя школа №31 г. Гродно»

Как доехать до Средняя школа 31 в Hrodna на автобусе, поезде или канатной дороге

Общественный транспорт до Средняя школа 31 в Hrodna

Не знаете, как доехать до Средняя школа 31 в Hrodna, Беларусь? Moovit поможет вам найти лучший способ добраться до Средняя школа 31 от ближайшей остановки общественного транспорта, используя пошаговые инструкции.

Moovit предлагает бесплатные карты и навигацию в режиме реального времени, чтобы помочь вам сориентироваться в городе. Открывайте расписания, поездки, часы работы, и узнайте, сколько займет дорога до Средняя школа 31 с учетом данных Реального Времени.

Ищете остановку или станцию около Средняя школа 31? Проверьте список ближайших остановок к пункту назначения:
Универсам «Октябрьский»; Городская Больница № 2; Улица Горновых; Улица Советских Пограничников; Областная Филармония.

Вы можете доехать до Средняя школа 31 на автобусе, поезде или канатной дороге. У этих линий и маршрутов есть остановки поблизости:
(Автобус) 12, 12-Т, 17-Т, 3-Т, 35, 36-Т, 4, 51 (Поезд) БРУЗГИ (Канатная дорога) 14

Хотите проверить, нет ли другого пути, который поможет вам добраться быстрее? Moovit помогает найти альтернативные варианты маршрутов и времени. Получите инструкции, как легко доехать до или от Средняя школа 31 с помощью приложения или сайте Moovit.

С нами добраться до Средняя школа 31 проще простого, именно поэтому более 865 млн. пользователей доверяют Moovit как лучшему транспортному приложению. Включая жителей Hrodna! Не нужно устанавливать отдельное приложение для автобуса и отдельное приложение для метро, Moovit — ваше универсальное транспортное приложение, которое поможет вам найти самые обновленные расписания автобусов и метро.

Спортивные школы г. Гродно — Гродненская специальная школа–интернат для детей с нарушением слуха
























Наименование

Адрес

Вид спорта

ДЮСШ

230026, г. Гродно, ул. Счастного, 38;

тел. 52-16-62

Футбол

ДЮСШ

230029, г. Гродно, ул. Коммунальная,3;

тел. 72-02-90

Легкая атлетика

ДЮСШ

230006, г. Гродно, ул. Б. Троицкая, 13; тел. 72-20-12

Борьба вольная;

борьба греко-римская;

дзюдо;

каратэ.

ДЮСШ

230015, г. Гродно, ул. Космонавтов, 100; тел. 79-42-59.

Парусный спорт;

стрельба пулевая

ДЮСШ «Ветразь»

230029, г. Гродно, ул. Коммунальная, 3; тел. 74-54-94.

Бокс;

парусный спорт

ДЮСШ «Гродно Химволокно»

230015, г. Гродно, ул. Славинского, 4; тел. 78-68-28.

Прыжки в воду

ДЮСШ «Неман»

230009, г. Гродно, ул. Строителей, 12; тел. 31-40-22.

Велоспорт

ДЮСШ «Юность»

230032, г. Гродно, ул. Врублевского, 33; тел. 80-85-38.

Фехтование;

стрельба из лука

ДЮСШ № 8

230029, г. Гродно, ул. Смирнова, 15; тел 74-57-35.

Гандбол

ДЮСШ «гимнастике»

230029, г. Гродно, ул. Коммунальная, 3; тел. 72-02-90.

Гимнастика спортивная

СДЮШОР

230029, г. Гродно, ул. Коммунальная, 2; тел. 74-54-94.

Хоккей на траве

СДЮШОР № 1

230025, г. Гродно, ул. Социалистическая, 19;

тел. 72-21-81.

Пулевая стрельба;

Велоспорт;

Фехтование

СДЮШОР № 10

230023, г. Гродно, ул. Коммунальная, 3а; тел. 77-24-94.

Хоккей с шайбой (шорт-трек)

СДЮШОР № 2

230001, г. Гродно, ул. Лелевеля, 22;

тел. 54-27-48.

Легкая атлетика

СДЮШОР № 3

230023, г. Гродно, ул. Ожешко, 32;

тел. 74-30-08.

Гимнастика спортивная;

гимнастика художественная

СДЮШОР № 4

230001, г. Гродно, ул. Левеля, 22;

тел. 52-52-07.

Борьба греко-римская;

борьба вольная;

бокс;

дзюдо;

тэквондо.

СДЮШОР № 5

230027, г. Гродно, ул. О.Саломовой, 76; тел. 5-69-92.

Плавание;

гребля на байдарках и каноэ

СДЮШОР № 6

230029, г. Гродно, ул. Лермонтова, 45; тел. 74-10-24.

Футбол

СДЮШОР № 7

230002, г. Гродно, ул. Врублевского, 92; тел. 31-33-04.

Баскетбол

СДЮШОР № 9

220023, г. Гродно, ул. Социалистическая, 19;

тел. 77-01-43.

Тяжелая атлетика;

теннис;

шахматы

СДЮШОР БФСО «Динамо»

230015, г. Гродно, бульвар Ленинского комсомола, 17;

тел. 33-02-89.

Стрельба пулевая;
дзюдо;

тяжелая атлетика;

биатлон;

легкая атлетика;

фехтование

СДЮШОР им. А.Н.Сапеги

230019, г. Гродно, ул. Антонова, 20;

тел. 75-80-80.

Волейбол;

настольный теннис

Работа школ здоровья — Городская поликлиника №7 г. Гродно

Школа     здоровьяРуководитель школы здоровья

           Как работаетТемы занятий
1. Школа эпилепсии

каб.237

Детский невролог

Чекуть Анна Мечиславовна

Каждый вторник с 14.00 до 15.001.Что такое эпилепсия?. Как часто встречается эпилепсия?

2.Каким может быть предприступное состояние больного с эпилепсией?

3.Что делать родителям если у ребенка возникли судороги.

4.Когда следует начинать лечение эпилепсии.

5. Может ли ребенок с эпилепсией посещать обычный ДДУ и школу.

2. Школа “хорошего зрения»

каб. 230

Детский офтальмолог

Панасюк Полина Александровна

Каждый вторник с 12:00 до 13:001.     Понятие о нарушении рефракции и других заболеваниях глаз.

2.     Организация режима труда и отдыха для детей с нарушением зрения.

3.     Профилактика зрительного утомления, режим зрительных нагрузок,ЛФК, витаминотерапия у здоровых детей и улетей с нарушением зрения.

4.     Современные методики лечения и диагностики заболевания глаз у детей.

3. Школа будущей мамы

каб.211 (женская консультация)

1.Врач-педиатр
2.Врач-педиатр
3.Врач акушер-гинеколог и врач- психотерапевт
4.Врач акушер-гинеколог и врач- психотерапевт
Каждую пятницу месяца в 13.00

1. Вскармливание младенца- грудное и искусственное. 10 заповедей грудного вскармливания. Питание кормящей мамы. Введение прикорма.

2. Этапы развития ребенка на первом году жизни. Вакцинация- подготовка, действующий календарь прививок. Профилактика детского травматизма.

3. Азбука родов. Предвестники родов. Периоды родов. Дыхание во время родов. Психология родов. Собираем сумку в роддом. Профилактика преждевременных родов.  Грудное вскармливание и его налаживание с первых дней.

4. Уход за новорожденным. + Подготовка дома в встрече Малыша. Адаптация семьи к новорожденному. Как победить детскую ревность? Профилактика послеродовой депрессии.

4. Школа диабета

каб.430

Шишко Елена Евгеньевна1) первый вторник 14.50-15.501. Сахарный диабет 2 типа. Основные сведения, отличие от диабета 1 типа. Принципы питания при диабете 2 типа. Необходимость поддержания нормальной массы тела. Инсулинотерапия, понятие хлебной единицы.
2) второй вторник 14.50-15.502. Принципы лечения СД 2 типа. Показания для назначения таблетиров. препаратов. Инсулинотерапия. Методика назначения, введения. Роль нормального арт. давления, липидов, массы тела.
3) третий вторник 14.50-15.503. Понятие о гипогликемических состояниях. Поздние осложнения диабета. Обоснование необходимости ранней диагностики осложнений и меры профилактики их развития и прогрессии.
4) четвертый вторник 14.50-15.504. Артериальная гипертензия и ишемическая болезнь сердца при диабете. Нетрадиционные методы лечения сахарного диабета. Физкультура и др.физические нагрузки при сахарном диабете.
5. Школа артериальной гипертонии

каб.426

Кардиолог Гробицкая А.Б. Медсестра Берилло И.И.Каждый четверг 1) с 14:00 до 15:201) «Что надо знать об артериальной гипертонии?», «Последствия и осложнения артериальной гипертонии, правила измерения АД в домашних условиях»
Каждый четверг 2) с 14:00 до 15:202) «Здоровое питание при артериальной гипертонии», «Ожирение и АГ»
Каждый четверг 3) с 14:00 до 15:003) «Физическая активность и здоровье»
Каждый четверг 4) с 14:00 до 15:004) «Курение и здоровье»
Каждый четверг 5) с 14:00 до 15:005) «Стресс и артериальная гипертония»
Каждый четверг 6) с 14:00 до 15:006) «Немедикоментозные методы лечения АГ. Медикоментозное лечение».

Заключительное

6. Первые недельки

Психотерапевт

Крук А.Н.

.

Каждый 3-ий четверг 18:00 по предварительной записи по телефону 31-64-19Психо-физическая адаптация к беременности.

В школе № 31 открыли класс для будущих следователей (+фото линейки)

7155

Ирина РЯБОВА. Фото Дениса СУДНИКА.

1 сентября в средней школе №31 г. Бобруйска открылся класс правовой направленности – первый в области, который будет тесно сотрудничать со Следственным комитетом.

org/ImageObject»>

18 учащихся 10 «А» класса будут изучать в школе не только общеобразовательные предметы, но и познавать азы уголовного права, криминалистики, самообороны.

Начальник управления Следственного комитета РБ по Могилевской области, полковник юстиции Андрей Лис рассказал «ВБ», что сейчас во всех областях Беларуси ведется работа по созданию аналогичных классов. Такой уже есть в Гомельской области, с этого года открывается в Гродно, Минске. Учащиеся бобруйской школы №31 стали «первопроходцами» в Могилевской области.

Андрей Лис.

– Мы решили инициировать открытие такого класса именно в Бобруйске, потому что это крупный региональный центр области, а учебных заведений правовой направленности здесь не так много, – отметил Андрей Иванович. –  Могилев более насыщен учебными заведениями, в частности там есть свое кадетское училище. Потому недостатка в кандидатах для поступления на следственно-экспертные факультеты Академии МВД у нас в Могилеве нет. А в Бобруйске, где есть крупный межрайонный отдел Следственного комитета, потребность в кадрах имеется ежегодно. Поскольку профориентационную работу в 11 классе проводить уже поздновато, мы решили сделать ставку на 10-ый класс. С предложением обратились в отдел образования Администрации Первомайского района, нас поддержали, порекомендовали эту школу.

По словам Андрея Лиса, для учеников профильного класса будут организованы факультативные занятия, на которых они будут постигать азы профессии следователя. Ребята будут изучать основы уголовного права, криминалистики, приемы самообороны, получат хорошую физическую подготовку, смогут посещать торжественные мероприятия Следственного комитета.  Одним словом, они уже сейчас узнают, чем живут следователи, и по окончании школы смогут сделать осознанный выбор профессии.

На следственно-экспертный факультет Академии МВД набор девушек пока не производится. Но выпускники юридических факультетов имеют все шансы стать следователями. К слову, среди следователей Могилевской области более трети – это девушки, которые учились на юридических факультетах. Учеба в профильном классе будет хорошим подспорьем при поступлении в юридические вузы. Помимо знаний, его выпускники получат рекомендации, которые тоже будут учитываться.

В профильном классе правовой направленности СШ №31 18 учеников, из них лишь один парень. Это сборный класс с разных школ Первомайского района. Желающих обучаться в нем было гораздо больше, но отбирали тех, у кого средний балл не ниже шести, а по профильным предметам – обществоведению, иностранному и русскому языкам – отметки не ниже семи баллов. Эти предметы ребята будут изучать на повышенном уровне.

Что думают ученики и «классная»

Анастасия Машук говорит, что ей нравится профессия «следователь» и в будущем она мечтает связать с ней свою жизнь. Правда, девушка знает об этой работе пока только из фильмов и сериалов.

– Но я уверена, что это очень интересная работа и я не пожалею о своем выборе, – говорит девушка.

Анастасия Болдырева также знакома с профессией следователя по фильмам и сериалам.

– Мне с детства интересно смотреть фильмы, где ищут преступников, раскрывают преступления. Это так захватывает!

Ангелина Азовцева призналась, что ей очень хочется носить форму – она уверена, что хорошо в ней выглядит. Нравится Ангелине и сама профессия. Знакома с ней по фильмам. А еще, говорит, в школу приходили следователи и рассказывали о своей работе – Ангелине это показалось очень интересным.

Классный руководитель 10 «А» Наталья Кириленко, она же учитель химии, считает, что на нее возложена большая ответственность. Потому что профильный правовой класс должен быть образцовым во всем, в частности, в поведении. К слову, к работе органов правопорядка Наталья Геннадьевна имеет некоторое отношение: ее супруг работал оперуполномоченным 17 лет. Педагог считает профессию следователя очень интересной, но при этом и очень сложной.

Торжественная линейка 1 сентября в школе №31

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 31» — ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

ВНИМАНИЕ!!!

РОДИТЕЛИ И ОБУЧАЮЩИЕСЯ!!!!

При входе в здание будет проводиться обязательная термометрия с целью выявления и отстранения лиц с признаками  респираторных заболеваний.

Для обучающихся назначены специально отведенные входы. За каждым классом будет закреплен отдельный учебный кабинет согласно санитарно-эпидемиологическим правилам 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». Посещение столовой также организовано по отдельному графику с учетом соблюдения дистанции между обучающимися разных классов. С более подробной информацией можно ознакомиться в следующих документах:

Организация учебного процесса III четверть 2020-2021 учебный год

Расписание звонков 1-4 классы III четверть

Расписание звонков 5-11 классов III четверть

Закрепление учебных кабинетов за 5-11 классами

Более подробную информацию можно посмотреть на странице «Документы»- «Локальные и нормативные акты»

График приема пищи

Памятка для детей по профилактике заболеваний в школе

График приема граждан

Школа была основана 1 сентября 1980 года.

Дошкольная ступень при МАОУ Средняя школа №31 была открыта в 2014 г.

В МАОУ «Средняя школа № 31» дошкольная ступень функционирует две группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста.

Обучение в школе ведется по следующим уровням образования:

  • Дошкольная ступень— дошкольное образование (2-7 лет)- 2 группы, 44 воспитанника
  • Школа I ступени — начальное общее образование 1-4 классы — 9 классов-комплектов, 197 учащихся, программы «Школа России» и «Школа ХХI век». Со второго класса введено изучение предметов школьного компонента: английский язык.
  • Школа II ступени — основное общее образование 5-9 классы 11 классов-комплектов, 215 учащийся, пред. профильная подготовка с изучением предмета Конституция РФ, расширенное изучение физики.
  • Школа III ступени — среднее (полное) общее образование 10 -11 классы — 3 класса-комплекта, 43 учащихся, на данной ступени введено изучение школьного компонента. (информация актуальна на 15.01.2021 г.)

На протяжении многих лет успешно работает школа будущего первоклассника по подготовке дошкольников в 1 класс, адаптация к школьной жизни, где с ребятами работают опытные учителя начальной школы и педагог-психолог.

Педагогические кадры: Коллектив школы стабильный, работоспособный, умеющий понять каждого ребенка. В школе работают 40 педагогов, из них:

  • Директор школы является кандидатом педагогических наук;
  • 1 учитель имеет звание «Заслуженный учитель РФ»;
  • 11 учителей имеют звание «Отличник народного просвещения» и «Почетный работник общего образования РФ», Почетная грамота МО;
  • 12 учителей награждены медалью «Ветеран труда»;
  • 2 учителя победители конкурса «Учитель года»;
  • 2 учителя лауреаты конкурса «Учитель года».

Категории:

  • кандидат наук — 1 человек;
  • высшей категории — 4 человек;
  • первой категории — 9 человек.

В школе функционируют комфортные, уютные, оборудованные современной техникой кабинеты. Имеется компьютерный класс, в 6 кабинетах установлены интерактивные доски, в остальных кабинетах мультимедийные проекторы, работает Интернет.

В учреждении работают медицинский и процедурный кабинеты с современным оборудованием, есть кабинет педагога — психолога и социального педагога, библиотека с читальным залом. Функционирует актовый и спортивные залы, столовая на 150 посадочных мест, буфет.

Дорогие выпускники 9-х классов!

Мы приглашаем вас в 10 класс на обучение по специальной программе «Морское дело»

Кроме основных учебных дисциплин, у вас будут:

—  усиленная подготовка к сдаче ЕГЭ по профильной  математике и физике

—  интересные занятия по спецпредметам с учетом специализации «Морское дело»

—  увлекательные практические занятия, которые проводятся в специально оборудованных аудиториях университета

— прохождение практики на парусных судах «Паллада», «Седов», «Крузенштерн» (по желанию)

Обучение в классе «Морское дело» поможет Вам:

— получить углубленные знания по физике математике, а также специальным дисциплинам

— получить уверенность в собственных силах на ЕГЭ

— провести обучение 10-11 класс интересно, насыщенно, полезно

— найти новых друзей и единомышленников

— познакомиться в теории и на практике с одной из самых романтичных (и высокооплачиваемых) профессией

— определиться с выбором собственного будущего.

В школе ведется дополнительное образование, включающее в себя следующие направления:

Кружки:

  • «Театральная студия» — театральный кружок
  • «Аленький цветочек» — кружок прикладного искусства

Спортивные секции:

  • Шахматы
  • Баскетбол
  • Волейбол
  • Кикбоксинг
  • Художественная гимнастика

В Петропавловске-Камчатском организована работа телефонной горячей линии

«Ребенок в опасности»

«Польскую школу» могут закрыть – иск подан в экономический суд

Происшествия

Получить короткую ссылку

24732

Установлено, что на базе учреждения проводились курсы по изучению польского языка для соискателей карты поляка, а также организованы харцерские дружины.

МИНСК, 18 мар – Sputnik. Прокуратура Бреста направила в экономический суд Брестской области иск о ликвидации ООО «Польская школа», сообщает Генпрокуратура Беларуси.

«Причина – грубое нарушение законодательства, повлекшее причинение ущерба государственным и общественным интересам», — говорится в сообщении надзорного ведомства.

Прокуратура Бреста возбудила уголовное дело по факту героизации военных преступников во время незаконного массового мероприятия с участием несовершеннолетних, были задержаны двое соучредителей общества «Польская школа».

Установлено, что на базе учреждения проводились курсы по изучению польского языка для соискателей карты поляка, а также организованы харцерские дружины, которые прославляют военных преступников. Речь в данном контексте идет о Ромуальде Райсе, известного по прозвищу Бурый.

Дипломатический скандал между Беларусью и Польшей

В конце февраля в Бресте прошло неофициальное мероприятие, посвященное «дню проклятых солдат», с участием польского консула в Бресте Ежи Тимофеюка. Вскоре после этого МИД Беларуси предложил Тимофеюку покинуть республику.

Официальная Варшава осудила высылку Тимофеюка из Беларуси и предприняла ответный зеркальный шаг, выслав белорусского дипломата. После чего в МИД Беларуси был вызван временный поверенный в делах Польши в республике Мартин Войцеховский, где ему вручили ноту — страну должен покинуть и польский консул в Гродно Ярослав Ксенджек.

Варшава объявила, что «в связи с продолжением недружественных жестов Минска» высылает генерального консула Беларуси в Белостоке и консула из консульства в Варшаве. Вчера белорусский МИД сообщил, что Генконсульство в Белостоке временно не принимает документы на визу.

Читайте также:

Родословные по Гродненскому повету, 1921 — 1940

Территориальная единица Название записи Дата записи Фонд / Инвентарный номер Номер дела
Весь повет Списки учителей поветов, в том числе пенсионеров 1922–1939 Р — 87/2 61–70
Реестр поветов крестьян, подлежащих уплате подоходного налога 1929, 1931, 1932 Р — 96/1 1, 10
Списки членов партии «Обозначения народного» (ОЗН) в г.
Гродненский Повет с указанием места жительства
1937 Р — 142/1 1а, 3-5, 6, 7, 9
Списки сотрудников милиции и членов организации «Полицейская семья» в г.
Гродненский повет Белостокского окружного управления, уплативший членские взносы
1929 — 1938 Р — 106/1 5, 7 — 10, 12, 16 — 19, 22, 23, 26 — 28, 30, 31, 34, 35
Списки членов Польского Красного Креста в Гродненском повете 1929 — 1938 Р — 111/1 1
Выписки из регистров и крепостных книг Гродненского нотариального архива 1921 — 1929, 1933, 1936 Р — 512/1 36
г. Гродно Список прибывших в город репатриантов 1922–1923 Р — 46/2 4

Свидетельства о земельных участках, закрепленных за домами, Свидетельства о жилых домах и
прочие здания
1923–1924 Р — 46/1 27 — 139
Известия Бюро статистики естественного движения населения Гродненской еврейской общины 1924 Р — 56/1 25
Личные дела и список учащихся государственной масонской школы Виленской школы
Округ
1926 Р — 221/1 2, 13
Алфавитный список учеников Еврейской частной педагогической семинарии
Общество «Тарбут»
1926–1936 Р — 219/1 4, 34
Подтверждение заявления о выдаче удостоверения личности для жителей г. Гродно
— фотографии прилагаются — и заявления о приеме на работу
1927, 1929 — 1931 Р — 46/1 21–26
Списки билетных кассиров в кино 1935 П — 46/1 37
Списки депутатов городской Рады 1939 П — 98/1 11
Подтверждение заявления о выдаче удостоверения личности жителей г. Гродно
— фотографии прилагаются
1927, 1929 — 1931 Р — 46/2 8–10
Алфавитный список мастеров 1928 Р — 46/2 5
Реестр собственников недвижимого имущества 1930 Р — 95/1 1
Заявления жителей города Гродно о выдаче справок, подтверждающих их
ПМЖ в городе; и копии свидетельств
1931 — 1936 Р — 46/2 11–14
Алфавитный список плательщиков сборов еврейской общины Гродно с указанием
их адреса и профессии
1932 — 1934, 1936 — 1937 Р — 56/1 98, 110, 120, 142, 154
Список плательщиков государственной пошлины на недвижимое имущество 1933 Р — 95/1 2
Список избирателей в горсовет (Совет) 1934 Р — 97/1 2–46
Алфавитная книга жителей города 1935 Р — 46/1 298–302
Заявления жителей города о выдаче свидетельств на их имущество
статус
1936 — 1937 Р — 46/2 15–22
Анкеты собственников недвижимого имущества 1936 — 1939 Р — 95/1 3–24
Списки членов городского общества старших бойскаутов Польши 1937 — 1938 Р — 125/1 6–7
Избирательные списки в Сейм Польской Республики по избирательному округу №44 г.
г. Гродно, Белостокское воеводство
1938 Р — 68/1 4–9
Списки граждан, внесших денежные средства на строительство памятников и
реконструкция и ремонт церквей
1926-1930 П — 46/2 7
Школа — аттестат об отпуске в гимназию имени Сенкевича 1931 — 1938 П — 46/2 26
Списки рабочих и служащих Гродненского городского совета 1920 П — 46/2 24
Списки арендаторов жилых домов и государственных земельных участков 1937 — 1938 П — 46/1 376
Списки избирателей в городской совет 1939 Р — 98/1 13–39

Обзоры, цены и бесплатный тестовый урок

Рейтинг итальянских школ в Гродно: обзоры, цены и бесплатный тестовый урок

1

Программа:

Общий

2

Программа:

Общий

3

Программа:

Общий

Интенсивный

Коммуникация

4

Программа:

Общий

Для детей и подростков

5

Программа:

Общий

Выберите страну и город обучения

  • Армения
  • Азербайджан
  • Беларусь
  • Канада
  • Чешская Республика
  • Германия
  • Ирландия
  • Казахстан
  • Кыргызстан
  • Латвия
  • Литва
  • Мальта
  • Молдова
  • Россия
  • Испания
  • Швейцария
  • Таджикистан
  • Украина
  • Соединенное Королевство
  • США
  • Узбекистан
  • Все города
  • Онлайн-курсы
  • Барановичи
  • Бобруйск
  • Борисов
  • Брест
  • Гомель
  • Гродно
  • Кобрин
  • Лида
  • Минск
  • Могилев
  • Мозырь
  • Новополоцк
  • Полоцк
  • Рогачев
  • Слоним
  • Солигорск
  • Светлогорск
  • Витебск

Выберите язык обучения

ГРОДНО — Еврейская энциклопедия.

com

российский город; столица одноименного правительства; ранее один из главных городов Литвы, а затем Польши. В нем была еврейская община примерно в середине XIV века, поскольку в «Привилегии», предоставленной евреям Гродно Великим князем Литовским Витольдом, датированной Луцком 18 июня 1389 г. (документ № 2 в «Русско-Еврейском» Бершадского Архив ») видно, что евреи занимали в то время значительную площадь в городе, владели землей и домами, имели синагогу и кладбище.Этот важный документ, который позже был подтвержден Сигизмундом Августом (1547 г.), Яном Казимиром (1655 г.) и Станиславом Августом Понятовским (1785 г.), является, за одним исключением, старейшим документом, касающимся истории евреев в Литве. . Он подтверждает евреев во всем их имуществе и правах; позволяет им заниматься всеми видами деятельности и занятиями; освобождает синагогу и кладбище от налогообложения; и заканчивается предоставлением евреям «всех прав, свобод и привилегий, данных нашим евреям из Бреста» в предыдущем году.Евреи, которые, таким образом, практически пользовались равными правами с другими жителями, по-видимому, жили спокойно, даже после того, как Казимир Ягеллон в 1444 году предоставил городу независимость в форме «Магдебургского закона». Евреи продолжали собирать налоги и владеть недвижимостью до их неожиданного изгнания Александром Ягеллоном в 1495 году.

Изгнание и возвращение.

Поместья и дома, принадлежавшие евреям, были переданы великим князем его фаворитам, но вскоре они были возвращены. Указ Александра Ягеллона, когда он стал королем Польши, разрешающий евреям вернуться в Литву, датирован 22 марта 1503 года.Он выдается двум евреям из Гродно, Лазарю Мойшеевичу (именуемому «наш фактор») и Исааку Файшевичу, и разрешает всем изгнанным евреям вернуться в Гродно и снова вступить во владение своими имениями (там же, № 39). . Указ Александра от апреля 1503 г., в котором особо упоминаются евреи Гродно, снова предписывает вернуть им все, что ранее принадлежало евреям, что было конфисковано для подарков, и что все долги, причитающиеся им, должны быть погашены. оплаченный; и четыре года спустя (ноябрь.3, 1507; ib. № 50) указ снова гласит, что все, что принадлежало евреям Гродно до их изгнания, должно быть им возвращено. В 1525 году царь подтвердил право Иуды Богдановича на землю в районе Гродно, которое его отец Богдан приобрел еще до изгнания. Та же тема упоминается в другом документе (ib. № 94, 100).

Решением королевы Боны (Сфорца) от 22 мая 1549 г. вводятся следующие положения, изменяющие и определяющие права еврейской общины Гродно: (1) евреи должны платить 17% налоги, начисленные правительством в пользу города: (2) они освобождены от некоторых специальных налогов, уплачиваемых натурой; (3) дома и земли, ранее купленные евреями у граждан, освобождаются от налогов граждан; купленные гражданами у евреев освобождены от еврейских налогов.Но с тех пор ни один еврей не может покупать дом у гражданина без особого королевского разрешения (там же, № 352).

Первый раввин.

Первый раввин и первая ссора в общине Гродно датируется 1549 годом. Похоже, влиятельная семья Юдича навязала общине как раввина родственника по имени Мардохей. 28 октября того же года королева Бона приказала своему губернатору Кимбару собрать евреев Гродно, чтобы избрать раввина, не являющегося родственником иудеев, и постановила, что в случае, если это не может быть сделано без сопротивления, противники иудеев должны были избрать отдельного раввина с теми же правами и привилегиями, что и раввин, избранный этой семьей.Другой указ, датированный 8 ноября того же года, касается проблем, вызванных тем, что евреи не позволили раввину Мардохею совершать богослужения в синагоге (ib. №№ 353-354). Имя раввина Моисея б. Аарон, соперник Мардохея, также сохранился.

После Люблинской унии (1569), когда Литва стала частью Польши, Гродно разделил общий упадок этого несчастного королевства. Он снова процветал при короле Стефане Батори (1576-86), который был другом евреев, проживавших там; и большая синагога, разрушенная пожаром в августе.3 октября 1599 г. Прибытие иезуитов в 1616 г. знаменует собой начало репрессивных мер и поборов, а также частые повторения кровавых обвинений. Гродно был спасен от опустошений и резни первой казачьей войны 1648-49 годов, но сильно пострадал в 1655 году, когда он был взят русскими и продержался два года; и его положение не улучшилось в течение следующих четырех лет, когда его владели шведы. Община обнищала и погрязла в долгах, от которых не освобождена даже по сей день.С 1703 по 1708 год Гродно принадлежал Карлу XII. Швеции, и евреи страдали так же, как они всегда страдали во время войны и беспорядков. Евреи не участвовали в прибылях Гродно от администрации старосты Антона Тизенгауза (1762-85), который пытался возродить торговлю и промышленность в разваливающемся городе. Он был враждебно настроен по отношению к евреям, и когда он стал банкротом, его задолженность перед еврейской общиной, составлявшая лишь часть вымогаемых им денег, была признана судом более 34 000 рублей.Два его имения в Пинском районе были переданы гродненскому «сахалу» взамен долга, но они были конфискованы по формальным причинам российским правительством в 1795 году.

Обвинения в убийстве.

Последняя трагедия в Гродно, о которой известно, произошла во второй день Пятидесятницы, 20 мая 1790 года, когда Елеазар б. Соломон из Вирбаллена был расквартирован за предполагаемое убийство христианской девушки. Король отказался подписать смертный приговор, будучи убежденным в невиновности человека, но не смог предотвратить казнь.Известно также, что в 1820 году здесь проходил процесс ритуального убийства, но подробности его не сохранились. Гродно перешел под власть России в 1795 году. Самым важным событием в его новейшей истории является катастрофический пожар 1885 года, когда было разрушено около половины города.

Полный список еврейских жителей Гродно на 1560 г. воспроизведен в упомянутом выше «Архиве» (II). Он включает имена около шестидесяти евреев, которые жили в основном на «еврейской улице» и на «улице еврейской школы». Здесь также указывается местонахождение еврейской больницы, которая тогда находилась на улице Плебанского. Общее количество домов в Гродно в то время составляло 543; если посчитать, что на каждый дом приходится одна семья, то еврейское население составляет около 10 человек. процентов жителей. «Русская энциклопедия» (sv), которая дает для второй половины шестнадцатого века 56 еврейских домов из 712, делает это соотношение еще меньше. Но еврейское население увеличилось в следующих двух намного быстрее, чем христианин, и из 4000 жителей в 1793 году большинство составляли евреи.Рост продолжался при русской власти, и в 1816 году в городе проживало 8 422 еврея и только 1 451 нееврей. В 1890 году было 29 779 евреев при общей численности населения 49 952 человека, а в 1897 году около 25 000 евреев при общей численности населения 46 871 человек.

Раввины.

Гродненский раввинат был следующим по значимости после Брест-Литовского, и в протоколах Совета Литвы раввин Брест-Литовска всегда подписывался первым, а раввин Гродно — вторым. За раввинами Мордехаем и Моисеем бен Аароном, известными только по судебным записям, последовал выдающийся раввинский авторитет Натан Спира Ашкенази (ум.1577), автор «Мебо Шеарим». Его сменил Мордехай Яффе, автор «Лебушим», который, как известно, жил в Гродно во время правления Стефана Батори. Когда он уехал из Гродно, неизвестно, и дата раввината его преемника Иуды, который известен только по упоминанию о нем в современных респонсах, также несколько неясна. Следующим раввином был Ефрем Соломон Шор, автор «Тебуот Шор» (ум. 1614). Его сменил Авраам б. Мейр ха-Леви Эпштейн, который покинул Гродно в 1634 году, чтобы стать раввином Брест-Литовска.Исаак б. Авраам, как известно, был раввином Гродно в 1634-44 гг., Но часть этого времени Иисус Навин б. Иосиф, автор «Магинне Шеломох», позже Лемберга и Кракова, также был в Гродно, прежде чем он уехал в Тикоцин. Иона б. Исайя Теомим, автор «iayon de-Yonah», был раввином в 1644–1655 годах, когда он покинул Польшу, умер в Меце в 1669 году в возрасте 73 лет. и правнук вышеупомянутого Натана Спира, был раввином после 1655 года, а Иуда б. Бенджамин Вольф из Троппау занимал эту должность около 1664 года.Aika b. Самуэль Гурвиц был раввином с 1667 по 1673 год, за ним последовал Моисей Зеби, автор «Тиферет ле-Моше», который умер в 1681 году. Его преемник, Мордехай Зюскинд Ротенберг, оставался в Гродно до 1691 года, когда он отправился в Люблин. . Simḥah b. Нахман Рапопорт, бывший житель Дубно, сменивший Мардохея, занимал этот пост почти четверть века, пока он тоже не стал раввином Люблина (около 1714 г.). Барух Кахана Рапопорт был вызван из Фюрта, чтобы стать раввином Гродно, но он предпочел «малый раввинат» немецкого городка и вскоре вернулся туда.Арье Лёб б. Натан Ната из Слуцка (ум. 1729) стал раввином Гродно в 1720 году, ему наследовал его сын Захария Мендель (ум. 1746, 39 лет). Иехиэль Маргалиот (ум. 1751), ученик Исраэля Баал-Шема, стал раввином. За ним последовал Моисей Джошуа Гурвиц. Преемник последнего, Бенджамин Браудо (Брода) (ум. 1818, 73 года), был последним раввином Гродно, и эта должность была упразднена, как это было в Вильно, в результате ссор между двумя фракциями общины.

ученых и др.

Среди ученых-раввинов и других выдающихся евреев Гродно были: Эльханан Берлинер, который переписывался с Чеби Ашкенази в начале восемнадцатого века; Елисей б. Авраам, автор «Каб ве-Нахи» о Мишне и «Пи Шенаим» о Зераиме, умер в преклонном возрасте в 1749 году; Александр Зюскинд, автор «Йесод ве-Шореш ха-Абода»; Даниэль б. Иаков, который был дайяном или «морх шеде» сорок лет и умер в 1807 году; Иосиф Иозел Рубинович, врач и фаворит короля Понятовского, умер в 1810 году; Simḥah b.Мардохей, который был главой иешиба и умер в 1813 году; его сын Гиллель, зять Р. Чайима из Воложина, умер в 1833 г .; Танюм, сын раввина Элиэзера из Урле, который был кандидатом на пост раввината, был «рош бет-дином» и стал до некоторой степени соперником рабби Бенджамина Браудо, упомянутого выше; его имя стоит первым в протоколе съезда, проведенного в Вильно в 1818 году с целью отбора делегатов в Санкт-Петербург; Сундель Зоненберг, глава вышеупомянутой делегации, умер в 1853 году; Иаков б. Моисей Фрумкин, умер в Гродно в 1872 году. Элиэзер Брегман и его сын Шаббетай являются одними из видных гродненских горожан, как и Эпштейны, Нехи и Ратнеры.

Самыми известными еврейскими писателями в городе Гродно были: Мейр Острински, Менахем Бендетсон, Исраэль Дэвид Миллер, Авраам Шалом Фридберг, поэт Иссахар Бэр Гурвиц, Самуэль Евнин, Исаак Андрес, Симон Фриденштейн (историк гродненской общины). ) и Хирш Ратнер. Гурвиц, переводчик Сидура на русский язык, в семидесятые годы был городским «правительственным раввином».Его сменил Моисей Коткинд, за которым, в свою очередь, последовал Шемария Левин. Среди пяти «других хораатов» наиболее известны Р. Элиаким Шапира и Р. Вольф, зять Р. Нахума.

Еврейская община Гродно — одна из самых бедных в России. Промышленности здесь мало, и большая часть предприятий принадлежит женщинам. Он имеет обычное количество образовательных и благотворительных учреждений, две Талмуд-Торы (в более старом из них есть ремесленная школа в качестве дополнения), gemilut asadim, «Volksküche» для бедных и аналогичное учреждение, обеспечивающее кашер едой для евреев. солдаты.Есть также более старая профессиональная школа, основанная Самуэлем Лапиным. В дополнение к государственной школе есть (1903 г.) отличная частная школа, которую возглавлял Б. Шапира, и современный Федер, основанный сионистами, которые в последнее время проявили большую активность в общественной работе.

—Типография:

Барух б. Книготорговец Менахем основал в Гродно первую в Литве типографию на иврите. Десять лет спустя он переехал в Вильно, где умер в 1803 году. Заведение унаследовал его сын Менахем Ман Ромм, который в 1835 г. начал совместно с Симухом Зиммелем из Гродно издавать новое издание Талмуда.Первые несколько томов имеют печать Вильно-Гродно, но в 1837 году предприятие было перенесено в Вильно и под управлением семьи Роммов стало одним из крупнейших в мире.

P.Wi.

Ниже приводится список еврейских сельскохозяйственных колоний в правительстве Гродно из «Сельско-Хазаиственного календаря для Евреева Колонистов» (II, 231, Вильна, 1902 г. ):

Волковыск Волковыск

0007

0004 200002 2707

0007

0007

0007

000

000

Район. Название населенного пункта. Срок владения. Кол-во семей. Кол-во лиц. Земля в Дециатинах.
Брест-Литовск Абрамове Сдается. 25 179 264
«» Саровская « 12 64 366
0007 378
« Израильская» 9 61 146
Кобрин Яковлево000 В собственности. 6 60 85
Соколка Одольск Сдана. 29 221 452
Слоним Павлово « 51 332 623
»
« Синайская» 25 183 195

М.Р.

Население по районам Правительства Гродно (перепись 1897 г.).

elo00077

0007

0007

0007

0007

0007

0007

0004

0004

0007 Кобрин

138,807

Район. Всего населения. Еврейское население. Процент.
Гродно 204,778 41,181 20,11
Брест-Литовск 218,366 45,902 21.020004 45,902 21.02
Белск 165,238 23,444 14,19
Волковыск 148,159 17,802 12,02
17,678 12,74
Слоним 226,154 34,776 15,38
Соколка 110,406 13,3477

2

Итого 1,602,681 276,883 17,27

В.Р. Библиография:

  • Бершадский, Русско-Еврейский, 1882 г., Санкт-Петербург;
  • Entziklopedicheski Slover;
  • Friedenstein, Ir Gibborim, Wilna, 1880;
  • то же самое, в Кенесет ха-Гедола, ii. 125-127, III. 66-69;
  • Hurwitz, Reḥobot ‘Ir (критика Фриденштейна, основанная на обзоре в Jahrb. Vii.182–183), Вильна, 1890;
  • Ha-Shaar, No. 5, pp. 268 et seq .;
  • Ha-Meliẓ, 1879, № 42;
  • Ha-efirah, 1899, №№ 166, 167; 1900, № 143.

H.R.P.Wi.

МИД «разочарован» тем, что Беларусь не принимает польских школьников (polandin.com)

Несмотря на протесты, призывы и вмешательство Союза поляков в Беларуси (ZPB), 13 польским детям запретили вход в польскую школу в Волковыске на западе Беларуси, несмотря на предыдущие обещания местных властей, что никто не останется позади.

Беларусь говорит «да» польским школьникам.

А пока

Правительство Беларуси заверило, что все польские дети, подавшие заявку на вступление в предстоящий учебный год, будут приняты на польский язык …

узнать больше

Местные власти и попечительский совет остались равнодушны к различным попыткам родителей будущих учеников и спикера Сената Польши Станислава Карчевского.В конце июля г-н Карчевский разговаривал с белорусскими властями, которые со своей стороны пообещали принять всех польских первокурсников в польские школы.

Хотя польская школа в Гродно приняла всех 87 учеников, подавших заявки, в Волковыске учились только 18 из 31.

«По информации, которую мы получили от [белорусского] министерства образования, было 31 заявление [подано в школу в Волковыске]», — Анжелика Орехво — глава Верховного совета ЗПБ и мать первокурсников и детей. Ученик третьего года обучения сообщил Польскому агентству печати, что 13 детей не приняли.

Г-жа Орехво напомнила, что в июле губернатор Гродненской губернии пообещал сенатору Карчевскому, что все польские дети, поступающие на первый год в обе школы, будут приняты.

В конце июля спикер Сената Польши Станислав Карчевский побеседовал с белорусскими властями, которые со своей стороны пообещали принять всех польских первокурсников в польские школы. Фото: PAP / Leszek Szymański

Поляки в Беларуси призывают лидера прекратить дискриминацию

Союз поляков Беларуси (ЗПБ) призвал президента Беларуси Александра Лукашенко «прекратить дискриминацию польских детей» и «положить конец…

узнать больше

МИД Польши «разочаровал»

МИД Польши опубликовал заявление о «разочаровании решением местных властей Волковыска относительно ограничения количества детей, принимаемых в 8-ю школу, где преподаются предметы. Польский, несмотря на напряженные усилия министерства до последнего момента ».

«Это решение вызывает ненужную тревогу у родителей и в обществе поляков Беларуси.В министерстве выражают надежду, что соответствующие белорусские власти найдут правильное решение проблемы, которое оправдает ожидания детей и их родителей, и будет осуществляться в духе позитивного политического диалога, направленного на поиск новых форм добра. — волевое и добрососедское сотрудничество, которое отвечает интересам обоих государств », — говорится в заявлении.

Повторяющиеся вызовы

«Каждый новый год приносит что-то новое, новые задачи и новые вызовы, которые мы с радостью принимаем», — сказала Данута Сурмач, директор 36-й гродненской школы, которая после долгой борьбы польской общины, приняли всех 87 польских детей.

Эта печальная история повторяется каждый год и досаждает польскому меньшинству в Беларуси, когда наступает сентябрь — и начало учебного года. В прошлом году в Волковыске «отсутствие технических возможностей» стало причиной отказа властей семи из 25 поступивших учеников. Причина, указанная в этом году, ничем не отличается.

В пятницу правление ЗПБ направило президенту Беларуси Александру Лукашенко письмо с просьбой вмешаться, чтобы остановить дискриминацию польских детей в Беларуси.

«Сложившаяся ситуация не соответствует Конституции Республики Беларусь, международному законодательству и обязательствам, принятым Республикой Беларусь в сфере соблюдения прав национальных меньшинств», — говорится в обращении.

«В этой связи мы обращаемся к вам [то есть президенту Александру Лукашенко — ред.] С требованием, чтобы вы использовали влияние и средства, которыми вы располагаете, чтобы власти Гродненской области прекратили дискриминацию в отношении польских детей и позаботились о них. доступ к образованию на родном языке.»

Однако вряд ли это окажет серьезное положительное влияние на учеников, так как пропольская ZPB официально запрещена белорусским правительством. Ситуация, которая еще больше осложняется наличием второго союза с таким же названием, но который является пробелорусским, пользуется поддержкой властей страны и не присоединился к вышеуказанному призыву.

По данным национальной переписи населения Беларуси 2009 года, в Беларуси проживает около 300 000 поляков.

источник:
PAP; msz.gov.pl

История | Виртуальный Штетл

Согласно Пинхасу Мариеку, еврейскому историку рубежа 20, и веков, евреи появились в Гродно до 12, , века. Первыми еврейскими гражданами, поселившимися в городе, были купцы и ростовщики. Позже за ними последовали мастера и люди свободных профессий. Первое документальное свидетельство существования еврейской общины — письмо Великого князя Литовского Витаутаса — датируется 1389 годом, но его подлинность сомнительна.Документ разрешал гродненским евреям беспрепятственно вести торговую и ремесленную деятельность в городе. Несомненно, что в то время еврейское население Гродно играло важную роль в местной экономике, и количество евреев в городе постепенно увеличивалось из-за притока иммигрантов из Западной Европы, преследуемых властями Испании. Франция и Германия. К концу 14 -го века в Гродно были основаны синагога и кладбище.Еврейский квартал располагался недалеко от Старого замка. Поэтому весьма вероятно, что гродненская община была большой и хорошо организованной группой.

Указом Великого князя Александра в 1494 году евреи были изгнаны из Гродно, а их собственность была передана Вильнюсскому епископату, муниципалитету и некоторым герцогским чиновникам. Подобная судьба постигла еврейское население всего Великого княжества Литовского. В 1503 году изгнанным евреям разрешили вернуться, а конфискованное имущество было возвращено им.

В 16 и 17 годах Гродненская община была одной из самых влиятельных и богатых в регионе и входила в пятерку ведущих общин еврейского сейма Литвы (литовский ваад). . В последние три десятилетия 16– века по инициативе раввина Мордехая Яффе в городе была построена первая каменная синагога. В 1540 году 17% налогов, собранных королевой Боной Сфорца с жителей Гродно, платили евреи.Некоторые из них пользовались защитой королевы — Иегуда Богданович называл себя «торговцем королевской милости», а Рубин Шломович и Рубин Докторович называли себя «слугами королевской милости». Гродненские евреи могли обращаться в королевский двор. Стефан Баторий и Владислав IV предоставили им право селиться в городе, владеть имуществом, строить синагогу, устраивать кладбище, заниматься ремеслами и коммерческой деятельностью.

В 1669 г. гродненским евреям было разрешено не явиться в суд и не приносить присягу во время еврейских праздников (присяга могла приноситься только в синагоге, на иврите и по традиции).Судебные заседания должны были проходить в присутствии двух свидетелей, представителей еврейской общины, которые должны были обеспечить соблюдение прав своих единоверцев.

В первой половине 17– годов еврейская община Гродно считалась одной из трех важнейших еврейских общин Литвы (наряду с Брестом и Пинском) и имела своих представителей в литовском Вааде. Община не пострадала от погромов и резни, имевших место во время Хмельницкого восстания (1648–1649).Он стал убежищем для беженцев из Украины.

В середине 17 -го века евреи Гродно вели борьбу с городскими властями за право владения магазинами на рыночной площади, где располагалась приходская церковь. В конце концов, они получили это право в сентябре 1662 года. До сих пор запрет был наложен под подозрением, что евреи будут наблюдать за христианскими обрядами из окон своих домов и издеваться над ними. Антисемитские настроения достигли пика в 1666 году, когда в ночь на 31 июля произошел погром.Несколько христиан напали на еврейские магазины и дома, в результате чего евреи понесли значительные финансовые потери. Несколько мужчин и женщин получили травмы. Суд приговорил зачинщиков погрома к полутора месяцам лишения свободы и обязал участников беспорядков выплатить пострадавшим 200 злотых. Об усилении напряженности между христианами и евреями свидетельствует приказ короля Михала Корибута Вишневецкого в ноябре 1669 года, обязывающий гродненских евреев замуровать окна своих домов, выходящих на рыночную площадь.

В начале 18, -го, века Гродно стал самоуправляемой административной единицей. В 1720 году он получил статус уездной столицы (раньше эту функцию выполняла Индура, ныне село в Гродненской области). В город также была перенесена резиденция специального районного раввина.

В 1804 году царские власти России ввели Положение о поселении евреев (на русском: Положение для Евреев), документ, отменяющий все еврейские кехиллот и подчиняющий еврейское население местным административным властям.Гродненская еврейская община, которая в начале 19– гг. Была одной из крупнейших в России, во второй половине века была лишь средней. Это было связано с экономическим застоем города и быстрым промышленным развитием соседнего Белостока — его недавно открывшиеся текстильные фабрики позволили легко найти работу для жителей всего региона. Удельный вес евреев в общей численности населения Гродно уменьшился: в 1816 г. они составляли 85% населения, в 1859 г. — только 53%, а в 1898 г. — 50%.Муниципалитет собирал налоги с евреев, но бедность местного еврейского населения приводила к тому, что община регулярно попадала в задолженность перед государством и прибегала к займам, часто предоставляемым католическими монастырями.

У еврейской общины Гродно был свой герб, на котором был изображен не государственный орел, а олень, животное, воспеваемое в древнееврейской поэзии и часто изображаемое в европейском декоративном искусстве. В Гродно находился еврейский религиозный суд (бет дин), который занимался как религиозными делами, так и гражданскими исками.Его членами были знатоки еврейского права, судьи и раввины. Учреждение пользовалось хорошей репутацией даже среди христиан, которые часто называли раввина арбитром в делах, касающихся евреев, и внимательно следили за его решениями. В 1834 году в Гродно было семь судей, где проживало 8 259 евреев.

Одним из самых влиятельных еврейских учреждений было погребальное общество (chevra kadisha), которое действовало как один из муниципальных комитетов и возглавлялось представителями гродненской еврейской элиты: гл.Перлис, М. Соболь, З. Эпштейн, М.И. Eberil, I. Gerszun, J.L. Lipszyc, Z. Flat, T. Lewinson и M. Szacharowicz. По рассказу одного из жителей Гродно в то время, самыми богатыми семьями в городе были Броуды, Фрумкины и Ашкенази, связанные друг с другом и участвовавшие в совместных предприятиях. Многие члены гродненской еврейской общины были помещиками или людьми свободных профессий. Евреи также арендовали муниципальный налог и специальные еврейские налоги, а также городские меры и веса, мосты и переходы.

Без участия евреев в Гродно не развивались бы ни промышленность, ни ремесла. Еврейские закусочные и таверны оживили центр города и пригород Занеменски. В 1886 году евреям принадлежало 95,3% всех местных предприятий по производству и продаже алкоголя. По переписи 1897 г. в Гродно насчитывалось 176 винокурен, принадлежащих евреям. Торговцы, работающие на постоянной основе, имели собственные прилавки или арендовали их у муниципалитета. В основном они продавали галантерею, продукты питания, изделия из металла и бывшие в употреблении товары.Большинство купцов занимались мелкой торговлей.

евреев играли важную роль торговых посредников. Они покупали зерно в деревне и продавали его на рынках Риги и Кенигсберга. И. и Л. Когановы, А. Вистинецкие, Гинзбург и Митен были вовлечены в транспортировку хлеба по реке Неман. Торговлей пушниной занимались купцы С. Яшумский и Л. Соболь с капиталом в тысячу рублей каждый. Гродненские купцы имели деловые связи с Королевством Польским, Австро-Венгрией и Пруссией.

Среди гродненских евреев было много мастеров. Об этом свидетельствует перепись 1837 года, в которой говорится: «В муниципалитете шесть поваров, три медовара, 10 пекарей, 15 кучера, до 100 мастеров». Эта информация является неполной, поскольку официальная статистика не включала мастеров, не связанных с гильдиями, что имело место в случае большинства мастеров из еврейской общины. В конце 19, , века в ремесленном производстве преобладали евреи: в 1859 году 70% из всех 575 ремесленников Гродно были евреями.

В Гродно действовало много еврейских предприятий, работающих в различных отраслях промышленности. Среди них были М.Дж. Берди и В.Л. Фабрика головных уборов Лепунского, кожевенная фабрика, принадлежащая Б.Л. Изабелинский и Ч. Girszgorn, фабрика фланели и чулок A.G. Mones и G.M. Фарбер. Кирпичный завод Б. Андреса, Н. Ботковского, А. Боделкиса и М. Соболя располагался за городом, в непосредственной близости от бойни. Мыло производилось S.I. Lampert, I.M. Girszgorn, L.M. Kurianski и др.

Гродно был известен как центр табачной промышленности, где в 1862 году И. Л. Шерешевский и Ф. С. Руссот основали очень крупную табачную компанию. В 1887 году 688 заводских рабочих произвели 4864 пуда (один пуд = 16,38 кг) табака, 22 416 пудов дикого табака, 9 316 000 сигарет без мундштуков и 48 202 000 сигарет с мундштуками. В городе были и небольшие табачные фабрики, принадлежавшие Б. Гадасу и Б. Финкельштейну.

Некоторые гродненские евреи также были важными поставщиками продуктов питания для армии: купец Броуда, М.Андрес, Т. Левинсон, Г. Розенблюм, Г. Лапидос, М. Соболь и Л. Лью. Они обеспечили военные склады Гродненской губернии сукном, мукой и крупой, отремонтировали здания больниц и снабдили их необходимыми товарами.

На рубеже 20–90–24– гг., В период капиталистических преобразований, в Гродно стали появляться финансовые институты: банки, кредитные общества, кредитные союзы, ломбарды, кассы банкиров. Многие из них принадлежали евреям. В середине 1880-х гг. Уважаемый гражданин Б.Г. Ашкенази и купцы С. Б. Соловейчик, М. Л. Кнорозовский и О. И. Вильнер занимали места в правлении частной ассоциации взаимных кредитов.

В конце 19 -го века и в начале 20-го -го века в Гродно было основано несколько небольших мастерских, в том числе многочисленные переплетные мастерские, обслуживающие местные предприятия, счетные дома и частных лиц. Среди их владельцев были евреи: Р.О. Йонас, И.В. и М.В. Харон, Э. Лейзер. Также в городе было множество фотостудий.Они принадлежали J.I. Соловейчик, Л. Кузнец, A.S.O. Стамлер и М. Померанцев, М. Папирном, Дж. Райхштейн, З.Дж. Карсик, Х. Бинкович.

На рубеже веков еврейские представители свободных профессий в Гродненской области открылись для модернизации и переняли капиталистические методы. В период с 1895 по 1912 год среди еврейских юристов, работающих в Гродно, были С.С.Крамеров, Л.О. Абрамский, Г. Яновский. Большинство помощников юристов были евреями. В годах профессия врача стала очень популярной среди европеизированной еврейской молодежи Гродно.

В 1916 году выборы в правление общины были организованы под контролем немецких оккупационных властей. Среди избранных должностных лиц были Э. Ноймарк, М.О. Иоффе, доктор М. Анчелевич, поверенный А. Задай, И. Аркин, И. Лифшиц, Б. Клемпнер. Основными обязанностями правления были: ведение благотворительной деятельности, содержание национальной школы, социальная помощь, выдача свидетельств о рождении и смерти, работа в кооперативах и организация светской культурной жизни. Во время немецкой оккупации на улице Скидельской было построено новое здание детского дома.

Одной из характерных черт еврейской общины Гродно начала 20-х, -х годов века была ее вовлеченность в политическую деятельность. Политическая борьба была обычным явлением внутри общины, представителями которой были члены Бунда, Поале-Цион, Мизрахи и других партий. В 1920 году в правление общины входили три раввина, библиотекарь, курьер, два клерка, секретарь офиса, бухгалтер, учитель, смотритель школы, возчик, сторож, кассир и директор кладбища.Община управляла двумя синагогами и 40 молитвенными домами. Жизнь общины регулируется правлением и советом, избираемыми на всеобщих выборах из списков различных политических партий. В межвоенный период еврейская община насчитывала 25-30 тысяч человек.

гродненских евреев остались под юрисдикцией государственных судов. В межвоенный период еврейская община в Гродно действовала в соответствии с Законом от 5 апреля 1928 года, определяющим систему еврейских общин в Польше.Закон был дополнен двумя исполнительными постановлениями министра по делам религий и общественного просвещения: один, изданный 24 октября 1930 года, регулирующий правила выборов в общественные органы (правления и советы) и выбор раввинов и низших раввинов, а другой — 9 декабря. Сентябрь 1931 г., регламентирующий правила финансового управления общинами. Предыдущие постановления определяли правила выбора раввинов и формирования бюджетов общин, что означало, что общины не голосовали по своим бюджетам и собирали доходы из случайных случайных источников, тем самым выплачивая недостаточные суммы налогов государству.Были периоды по шесть или больше месяцев, когда чиновники работали бесплатно. Комитеты общины финансировались независимо, а правление отвечало только за религиозный надзор.

В межвоенный период резиденция совета общины находилась на углу улиц Хуверы и Скарбова (ныне улицы Тельмана и Урицкого). 23 февраля 1929 года община стала юридическим лицом, приняла бюджет и начала собирать налоги. Его делами руководили совет и правление, избираемое всенародным голосованием на основе партийных списков.Община владела недвижимостью в Гродно и Друскининках (около 20 зданий), библиотекой, больницей, богадельней, домом для престарелых, двумя школами Еврейского образовательно-культурного общества Тарбут, ремесленной школой Г. Брегмана, синагогой. , Хэм Одам бет мидраш, три кладбища, три бойни.

Благотворительная деятельность проводилась сетью обществ: ассоциация Линас Хацедек предлагала медицинскую помощь на дому и предоставляла лекарства бедным, а ассоциация «Дамен Резайв» предлагала медсестринский уход пациентам, выписанным из больниц, и обеспечивала их едой.В народной кухне обеды готовили для бедняков, в столовой — для среднего класса и интеллигенции. Общественный совет управлял баней, лучшей пекарней в городе и кредитным союзом. Кооператив поставлял недорогие товары для рабочего класса. Он открыл собственную пекарню и клуб, где можно было читать газеты и журналы. В 1930-х годах община выдавала субсидии Еврейскому университету в Иерусалиме, Еврейскому исследовательскому институту в Варшаве, Еврейскому студенческому союзу, Ешиве Шаарей Тора, Школе ремесел ОРТ в Гродно и нескольким спортивным клубам (Маккаби «Еврейский спортивный клуб», «Еврейский рабочий спортивный клуб« Крафт »и еврейский спортивный клуб« Моргенштерн »).Большое внимание было уделено «палестинскому вопросу». Гродненская община оказала финансовую поддержку Еврейскому национальному фонду, Керен Хайесод, HeHalutz и Палестинскому рабочему фонду.

В то время в Гродно было пять раввинов, две синагоги и около 40 молитвенных домов, которые посещали более 25 000 евреев. В межвоенный период община получала материальную помощь от Американского Красного Креста, Американского еврейского объединенного распределительного комитета, Общества содействия профессиональным и сельскохозяйственным занятиям в Польше (ОРТ), Гродненской ассоциации родины евреев в Бостоне и Еврейской организации. Союз школ в Польше.Его также поддержали еврейские благотворители из Лос-Анджелеса.

В межвоенный период раввином Гродно был Абрам Гельборт (родился в 1852 году в Гродно). Благодаря его обширным знаниям Талмуда, он пользовался большим авторитетом среди своих единоверцев даже в качестве тенагера. Он был любимым учеником Нохума Каплана. После смерти Каплана Гелборт взял на себя помощь бедным. В 1882 году он был избран нижним раввином, а в 1900 году, когда предыдущий раввин эмигрировал в Палестину, он стал главным духовным лидером Гродно.Другими видными фигурами религиозной жизни гродненских евреев были: Михал Давид Розовский (1870–1935), Чам Давид Журавский (с 1905), Хаим Сапиро (с 1917). В 1922 году должность раввина занял Изер Унтерман.

В 1917 году было создано Еврейское художественное объединение «Йиддише Кунст». Торжественно оформленная резиденция учреждения открылась в центре города, на углу улицы Доминиканской и площади С. Баторего. В клубе были читальный зал и библиотека. В городе было две театральные группы: одна специализировалась на оперетте, а другая — на драматических постановках.Клуб организовывал встречи с поэтами, например, с Л. Найдусом, принимал театральные труппы из Вильнюса и других городов.

В июле 1920 года, во время польско-большевистской войны, в Гродно произошел погром. Сгорел почти весь пригород, населенный еврейскими мастерами, рабочими и бедняками. 250 человек были убиты, многие были ранены. Среди погибших оказался богатый американский меценат, пожертвовавший крупную сумму денег своим гродненским соотечественникам. В сентябре 1920 года Гродно вернулся на территорию Польши.Дни, предшествовавшие этому событию, были наполнены большим беспокойством среди евреев, опасавшихся нового погрома. Однако в конце концов беспорядки прекратились. После войны порядок в городе постепенно восстанавливали, и еврейская община поддерживала хорошие отношения с местными властями. Лишь небольшая часть гродненцев приняла участие в погроме 1920 года, поэтому иудейско-христианские отношения в городе после этого трагического события не сильно изменились. Были случаи, когда в прессе публиковались антисемитские статьи, несколько раз осквернялись синагоги и кладбище, но это были случайные события.

Серьезные трения между христианами и евреями начали проявляться в 1930-х годах. 7 июля 1935 года в городе произошел погром. Причины его описаны Я. Боярски. Летом 1935 года балтийский моряк был в гостях у своей семьи в Гродно. В городе его встретили как героя. Однажды вечером в танцевальном зале на улице Бригидской он поссорился из-за девушки с евреем. Началась драка. Еврей избил моряка, который скончался по дороге в больницу. Его похороны вызвали бунт.Местные национал-демократы призвали толпу отомстить за убийство. Молодые люди били витрины еврейских магазинов. Карикатура на еврея, пытающегося захватить мир, была нарисована на улице Доминиканской. Разъяренная толпа грабила магазины в центре города и продолжала грабить отдельные дома.

евреев, в основном сионисты и коммунисты — ок. Всего 200 человек — организованная самооборона. Некоторые поляки предложили свою помощь еврейскому населению. Полиция во время этих событий практически не вмешивалась, позже объяснив, что ее помощь нужна была где-то еще.Во время погрома Гедалия Бехер и Исраэль Берзовски были убиты, несколько десятков получили ранения, а 300 человек потеряли свое имущество и / или рабочее место. После погрома состоялся суд, в результате которого главарь был приговорен к одному году лишения свободы. Общине была выплачена крошечная компенсация, не покрывающая даже малую часть понесенных ею убытков. Наряду с аналогичными событиями в Пшитике, Минске Мазовецком и Бресте, это был крупнейший погром межвоенной Польши. Все антиеврейские беспорядки произошли в результате роста антисемитизма в 1930-х годах.Известие о погроме потрясло всю Гродненскую область. Были предусмотрены большие планы почтить память жертв беспорядков. В июне 1935 года правление еврейской общины выделило 500 злотых на строительство мавзолея для умерших.

До Второй мировой войны в Гродно проживало не более 200 зажиточных еврейских семей и ок. 1000 семей среднего класса (исключительно богатыми можно считать владельца механического завода по производству велосипедов и мотоциклов Н. Старовольский и несколько купцов). В реестре налогоплательщиков общины за 1933 год записаны имена 3 518 евреев. 1017 из них заплатили по 5 злотых, 442 — 8 злотых. Было только 27 из тех, кто заплатил 500-3000 злотых. В эту группу входили фармацевт С. Шварц, купцы И. Любич, М. Позняк, Д. и Я. Хазанов, хозяин доходных домов Б. Бобрович и другие. В 1936 году община насчитывала 25 000 членов, но только 2825 из них были налогоплательщиками.

В межвоенный период гродненские евреи занимались торговлей, а также мелким и средним производством.Одним из заведений, расположенных на площади Сан-Боторего, был магазин, принадлежавший Виннику, по продаже фонографов и радиоприемников, которые были очень модными в то время. Рядом находился киоск Кремера, торгующий красками. Продавцы-евреи работали с раннего утра до позднего вечера — пока на улицах были прохожие. Несколько крупных капиталистов поддерживали контакты с зарубежными партнерами. Архивные документы свидетельствуют, что в мае 1933 г. купцы А. Лифшиц и И.Антополь отправился в Палестину с коммерческими целями.

В межвоенный период в Гродно было несколько еврейских средних школ и центров Тарбут, где уроки велись на иврите. Еврейские дети подлежали обязательному образованию и посещали государственные школы на ул. Велька Троицкая (18 классов), Школьной (4 класса), на улице Козацкой (3 класса), на улице Политейна (6 классов) и на улице Мостовой (7 классов). классы). Дети всех полов в возрасте от 7 до 14 лет обучаются бесплатно. Муниципалитет предоставил субсидии на содержание, которые использовались для выплаты заработной платы учителям, ремонта и содержания помещений.В Гродно также было две школы Талмуд-Тора. Более старый, основанный в 1895 году, находился на улице Вызволени. В 20-е годы ею руководил И. Сасс, который также руководил частной двухклассной коммерческой школой на улице Листовского. В 1919-1929 годах С. Бадилкес руководил частными начальными школами еврейской общины Гродно. Параллельно работал учителем религиозных предметов в школе № 1 Талмуд-Торы и был частным репетитором. О. Шулькес, армейский сержант, дислоцированный в Гродно, читал несколько музыкальных уроков в неделю.

В конце 1931/1932 учебного года в школе № 1 Талмуд-Тора обучалось 598 учеников. Вторая школа Талмуд-Тора находилась на улице Уланской. Как и более старый, он также получал субсидии от муниципалитета и общины. Он находился в ведении религиозного объединения «Шаар Хатора» («Врата Торы») и обучал еврейских мальчиков и девочек в возрасте от 7 до 14 лет. Он располагался в двухэтажном здании. Стены трех его аудиторий были украшены фотографиями видных представителей еврейской общины Гродно.В 1935 году еврейские дети учились в следующих государственных школах: Тарбут (554 ученика), Явне (463 ученика), Ассоциация еврейских школ (210 учеников), Торат Эмет (200 учеников), Талмуд-Тора № 1 (200 учеников) и Нет. 2 (нет данных). Молодые люди, которые хотели стать раввинами, посещали ешиву Шах Тора. Были организованы специальные курсы под руководством С. Бадилкеса с целью повышения квалификации еврейских учителей. В начальной школе действовала также трехклассная ремесленная школа имени Элиезара Бергмана.Его возглавил инженер М. Гужаньски. Его выпускниками были искусные слесари, кузнецы и слесари, а также швеи. Школа была открыта в 1902 году на средства, пожертвованные Э. Брегманом в его последней воле и завещании, с помощью ассоциаций, продвигающих ремесла среди евреев. В 1925 году в школе открылись курсы профессионального обучения для взрослых. Здесь обучались плотники, слесари и электрики.

Политические организации сосредоточили свое внимание на воспитании и образовании еврейской молодежи.У каждой партии была своя молодежная организация. В середине 1930-х годов одним из самых активных молодежных объединений в Гродно была «Акиба», которая стремилась поддерживать не только интеллектуальное, но и физическое развитие молодежи. Он организовал скаутские и профессиональные соревнования, направленные на подготовку молодых людей к взрослой жизни и ознакомление их с профессиями, которые могут быть полезны в их будущей жизни в Палестине.

После установления советской власти в сентябре 1939 г. еврейская община в Гродно практически перестала функционировать.Имущество общины было национализировано, правление и все организации прекратили свою деятельность. Евреи, которые были членами партий, считавшихся неудобными при новой системе, начали подвергаться репрессиям, когда власти организовали массовые аресты еврейских активистов. Соблюдение многих религиозных обычаев стало практически невозможным: в субботу нужно было выходить на работу, запретили кошерный забой, широко распространилась агрессивная антирелигиозная пропаганда, закрылись еврейские школы.Единственным пережитком еврейской культурной жизни в городе были посещения синагоги, которая все еще действовала в то время, и театра, предлагающего представления на идиш. 20 июня, накануне германо-советской войны, многие евреи были объявлены «вредными и опасными активистами», загружены в товарные вагоны и депортированы в отдаленные районы СССР. Большинство депортированных не добрались до места назначения; они были убиты 24 июня, когда немцы бомбили поезд под Барановичами (Барановичи).

В начале немецкой оккупации евреи подвергались различным ограничениям: им запрещалось ходить по тротуарам и приходить на рынок, им приходилось снимать шляпы, проходя мимо немца в форме. Евреев заставляли носить синюю шестиконечную звезду на левой руке, которая затем была заменена на желтую Звезду Давида, пришитую на спине или спереди одежды. Еврейской общиной должен был управлять юденрат, состоящий из 10 человек и возглавляемый бывшим директором младшей средней школы Тарбута Дэвидом Брауэром.

Первая волна репрессий прокатилась по городу в начале июля 1941 года, когда гестапо убило 80 представителей еврейской интеллигенции. В ноябре 1941 г. в Гродно было создано два гетто. В начале ноября евреев из Гродно перевели в гетто №1. 1 (ныне Замковая — Большая Троицкая — Виленская — Советская улицы), где ок. Загнано 15 тысяч человек, а гетто нет. 2 (улицы: Космонавтов — Лидская — Белуса — Антонава), ок. 10 000 заключенных.

Гродненский юденрат помнят как один из самых справедливых в истории Холокоста. Д. Брауэр и его подчиненные — И. Горзанский, глава юденрата в гетто № 4, с. 1, и И. Задай, его коллега из гетто №1. 2 — сделали все от них зависящее, чтобы не допустить голодной смерти. Д. Брауэр, прибегая к взяткам и используя свои личные контакты, сумел получить от военной полиции увеличенные продовольственные пайки, организовал поставку контрабандных продуктов питания, спичек и мыла, а И. Суховланский, ответственный за финансовые дела, разработал очень хороший бюджет. , дополненные налогами с самых зажиточных евреев.В гетто были мастерские Вермахта, обувная фабрика и небольшой завод боеприпасов, в садах выращивали овощи. В обоих гетто были больницы, поликлиники и аптеки, и были предприняты усилия по улучшению санитарной системы.

В обоих гетто действовало

сионистских молодежных организаций, каждое из которых также имело архивы. Жители гетто планировали совершить покушение на местного палача и командира гетто № 4 О. Стребелова. 2, но ни одна попытка не была осуществлена, равно как и планы по организации восстания.

В конце 1942 года началась депортация в нацистские лагеря смерти Треблинка и Освенцим Биркенау. В феврале 1943 г. была проведена кампания массового уничтожения населения гетто, в ходе которой Д. Брауэр и все члены юденрата были расстреляны, а многие евреи были отправлены в лагеря смерти. Последний этап ликвидации гетто прошел в марте 1943 года.

В первые годы после Второй мировой войны ок. 2000 евреев вернулись в Гродно. Однако вначале они не образовывали организованного сообщества.До 1960-х годов в городе не было синагоги. Еврейское кладбище вспахали в середине 1950-х годов. Еврейская жизнь в Гродно начала восстанавливаться в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Власти вернули здание хоральной синагоги еврейской общине, и были созданы многочисленные еврейские учреждения и объекты, например, благотворительный центр Хесед Нохум, Дом общины Менора, районное управление еврейской культуры, муниципальное отделение Белорусской ассоциации Евреи — бывшие обитатели гетто и узники нацистских лагерей, Гродненский союз еврейской молодежи и студентов, воскресная школа, а позже — еврейская группа в детском саду.

Соболевская Ольга

Библиография
  • Боярски Ю., «Мое Гродно», [in] Europa nieprowincjonalna. Przemiany na ziemiach wschodnich dawnej Rzeczypospolitej (Białoruś, Litwa, otwa, Ukraine, wschodnie pogranicze III RP) w latach 1772–1999, ed. К. Ясевич, Варшава — Лондон, 2000.
  • Чернякевич А.А., Гродненская еврейская община в годы польско-советской войны 1919–1920 года, [в] Еврей Беларуси: История и культура. Сборник научных трудов, кн. 6, изд.И. Герасимова, Минск 2001.
  • Дубаш-Урванович Э., «Grodno do XVIII wieku. Miasto i ludność », [в] Гродно в XVIII в. Miasto i ludność (na tle trendów rozwojowych od średniowiecza do 1939 roku), ред. A. Woltanowski, J. Urwanowicz, Białystok 1997.
  • Гончаров В., Соболевская О., Еврей Гродненщины: Жизнь до катастрофы, Донецк 2005.
  • Гродно: Исторический экскурс, [в] Память сожжонных камней…, под ред. I. Abramski et al., Иерусалим 2005.
  • Гротинский Н.Н. [Н.Г.], Записки о евреях в Могилеве на Днепре и вообще в Западном крае России, Москва 1878.
  • Иоффе Е.Г., Страницы истории Евреев Беларуси, Минск 1996.
  • Марек П., Гродно, Еврейская энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре с прошлым и настоящим, т. 6, ред. Л. Касельсон, Д.Г. Гинцбург, Санкт-Петербург [нет данных].
  • Сабалеуская В.А. и др. «Harodnia: slady yavreiskaga zhytsia: Pravadnik pa yavreiskai Harodni», [в] ARCHE 2010, №2.6.
  • Сабалеуская В.А., Спрадвечня иншажемцы: старонки истории харадженских явреев, Гродно 2000.

Открытие первого школьного класса Конфуция в Гродно

ГРОДНО, 31 мая / БЕЛТА /. Первый в Гродно школьный класс Конфуция открылся на территории гимназии №1 имени Ефима Карского, передает корреспондент БЕЛТА.

Первые уроки китайского языка и культуры прошли в школе два года назад.Студенты проявили живой интерес к предмету, и администрация решила оставить его в учебной программе. «Мы добились значительных результатов. Наши студенты любят узнавать о китайской культуре, кухне, отмечать китайский Новый год. Мы попросили Институт Конфуция Минского государственного лингвистического университета помочь нам организовать класс. Они поддержали нашу инициативу. Компания выделила нам 10 000 долларов на закупку оборудования для класса », — пояснил директор Борис Себровский. Он отметил, что около 70 учеников Гимназии №Я изучаю китайский язык. С ними работает учитель-волонтер из Китая. Администрация школы ожидает, что количество учеников, изучающих китайский язык, увеличится с открытием класса Конфуция.

«Это большой шаг, который сближает наши страны и культуры. Сегодня китайский язык изучают в Беларуси в основном студенты вузов. Хорошо, что теперь белорусские дети будут узнавать новую культуру и осваивать новый язык.Это не обязательно означает, что они захотят стать специалистами в этой области. Тем не менее, эта работа будет способствовать развитию детей и укреплению отношений между нашими странами », — сказал Ван Дацзюнь, первый секретарь по вопросам образования Посольства Китая в Беларуси. Он подчеркнул, что посольство готово оказать помощь новому классу, в том числе по обмену студентами, преподавателями и волонтерами. Класс Конфуция в Гродно — девятый подобный образовательный центр в Беларуси.

Позвольте представить вам Якова Терешко — Вестфордское историческое общество и музей

В своем Заявлении о намерении стать гражданином США 1936 года Яков Терешко говорит, что родился 3 января (или 16 января) 1896 года в Сучиничи, Польша. Его брат Васил указывает то же место рождения в своем Заявлении о намерениях, также в 1936 году.В интервью 1983 года ученикам 8-го класса из средней школы настоятеля он назвал местом своего рождения «Белая Русь, штат Гродно, город Дубно, деревня Суэхенеч». В пассажирском манифесте братьев 1913 года местом их рождения является Сучиниц, Россия. Сучиничи кажется правильным написанием. Гродно расположен в северо-западном углу территории современной Белоруссии, ранее называвшейся Белой Русью, недалеко от границы с Польшей на западе и литовской границей на севере. Это примерно в 150 милях к западу от Минска, столицы Беларуси.

Братья Терешко были сыновьями Майкла и Аделии (Белиды) Терешко, и несколько членов семьи Белида (также пишется Билида) также иммигрировали в Вестфорд. Старший брат Иакова Василь, родившийся 9 марта 1886 года, был первым из семьи Терешко, приехавшим в Америку. Он иммигрировал в Вестфорд примерно в 1908 году и был здесь в сентябре 1910 года, когда женился на Антонине «Энни» Салай, которую знал в Сучиничи; она родилась здесь в 1893 году. Они вернулись в Сучиничи где-то между 1910 и 1913 годами.

В 1913 году Якоб и Васил отправились в Глазго, вероятно, плывя из балтийского порта прямо в Глазго или, возможно, в восточный британский порт, такой как Халл, где они могли бы сесть на поезд до Глазго. 31 мая они отплыли из Глазго на теплоходе S.S. Caledonia (под фамилией Церещко) и прибыли в Нью-Йорк 9 июня. Их конечным пунктом назначения был Гранитвиль, согласно судовой декларации.

Жена Васила вернулась в Вестфорд в 1914 году. 17 июля 1915 года Якоб женился на Аксении «Анни» Билиде, также из Гродно, где она родилась в 1893 году.Джейкоб и Василь, каждый с женой и дочерью, жили в Уэстфорде под фамилией Череско по переписи 1920 года. Они жили в большом пансионате на Бикон-стрит в Гранитвилле, где проживало 20 человек. Все взрослые родились в «России-Польше».

У Якова и Аксении Терешко было две дочери и два сына. Дочери Антанина и Елена так и не вышли замуж и остались в Вестфорде. Первый сын, Майкл, названный в честь деда Терешко, жил всего один день в июле 1927 года. Джейкоб-младший., выпускник Pro Merito Вестфордской академии в 1941 году, женился на Дорис Анне Лоури и жил в Челмсфорде.