Сколько в беларуси школ: Белстат рассказал, сколько школ закрыли по всей стране — The Village Беларусь

Основные показатели образования

(на начало учебного года)

2000/
2001

2001/
2002

2002/
2003

2003/
2004

2004/
2005

2005/
2006

2006/
2007

2007/
2008

2008/
2009

2009/
2010

Число учреждений дошкольного образования1)

4 423

4 359

4 241

4 182

4 146

4 150

4 135

4 109

4 087

4 097

Численность детей,
тыс. человек1)

390,8

381,1

367,5

362,4

363,1

366,7

365,6

365,3

367,7

372,8

Число учреждений общего среднего образования

4 772

4 718

4 543

4 408

4 298

4 187

4 063

3 927

3 821

3 719

Численность учащихся,
тыс. человек

1 547,6

1 488,9

1 430,0

1 369,0

1 303,4

1 240,9

1 179,3

1 134,9

1 083,2

1 006,7

Число учреждений профессионально-технического образования

248

248

246

244

242

241

240

235

233

232

Численность учащихся,
тыс. человек

137,7

138,6

132,6

125,4

118,6

114,6

114,4

105,1

99,0

105,7

Число учреждений среднего специального образования

156

156

201

204

206

204

205

204

206

211

Численность учащихся,
тыс. человек

150,3

155,4

160,9

162,3

158,4

154,1

152,5

155,0

157,3

166,6

Число учреждений высшего образования

57

58

58

59

55

55

55

53

53

53

Численность студентов,
тыс. человек

281,7

301,8

320,7

337,8

362,9

383,0

396,9

413,7

420,7

430,4

Продолжение таблицы

2010/
2011

2011/
2012

2012/
2013

2013/
2014

2014/
2015

2015/
2016

2016/
2017

2017/
2018

2018/
2019

Число учреждений дошкольного
образования1)

4 099

4 081

4 064

4 027

3 972

3 951

3 879

3 812

3 803

Численность детей,
тыс. человек1)

384,0

387,4

398,0

407,0

410,6

409,8

418,1

426,3

435,1

Число учреждений общего среднего образования

3 654

3 707

3 579

3 395

3 293

3 230

3 155

3 067

3 035

Численность учащихся,
тыс. человек

962,3

938,1

928,2

931,3

946,1

969,1

982,3

994,5

1 010,4

Число учреждений
профессионально-технического образования

229

229

226

219

213

206

196

182

180

Численность учащихся,
тыс. человек

106,0

98,6

79,9

74,6

72,8

72,2

70,3

66,9

65,7

Число учреждений среднего специального образования

214

220

225

231

231

231

230

226

226

Численность учащихся,
тыс. человек

167,6

162,9

152,2

138,4

129,0

121,3

117,8

114,1

113,3

Число учреждений высшего
образования

55

55

54

54

54

52

51

51

51

Численность студентов,
тыс. человек

442,9

445,6

428,4

395,3

362,9

336,4

313,2

284,3

268,1


1) Данные за 2000/2001 – 2010/2011 учебные годы приведены на конец года, а с 2011/2012 учебного года – на начало учебного года.

Версия для печати

© Национальный статистический комитет Республики Беларусь.
При использовании информации ссылка на Национальный статистический комитет Республики Беларусь является
обязательной.

Более 45% школ в системе Минобразования

Светлана Уклейко

21 февраля, Минск /Корр. БЕЛТА/. Более 45% школ в системе Министерства образования — белорусскоязычные, сообщила во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА начальник главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Министерства образования Светлана Уклейко.

«В системе Министерства образования функционируют около 3 тыс. учреждений общего среднего образования. Из них более 45% — белорусскоязычные, то есть обучение в них осуществляется на родном языке. Необходимо отметить, что в последние годы активизировались запросы от родителей об открытии в русскоязычных школах классов с белорусскоязычным обучением», — рассказала Светлана Уклейко.

По ее словам, в Беларуси учебники на родном языке издаются в необходимом количестве под запросы учреждений образования. «Кроме того, у нас более 16 тыс. учащихся изучают «Географию Беларуси» и «Историю Беларуси» на родном языке. По сравнению с прошлым годом наблюдается положительная динамика, то есть количество таких учащихся увеличивается. При этом для них, несмотря на то, что это учреждения с русским языком обучения, под заказ в полном объеме поставляются учебники на белорусском языке», — отметила начальник управления.-0-

Все материалы круглого стола здесь

Минобразования признает недостаток белорусскоязычных школ в городах

Министерство образования знает о проблеме недостаточного количества школ с белорусским языком обучения в городах, заявила на пресс-конференции 19 февраля в Минске главный специалист управления общего среднего образования главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Минобразования Ирина Булавкина.

По словам чиновника, в стране действует 2845 учреждений общего среднего образования, из них в 1325 (46,6%) обучение ведется по-белорусски.

«Число белорусскоязычных учреждений образования большое, но в основном они находятся в сельской местности, — отметила она. — У нас есть проблема с тем, чтобы учреждения среднего образования с белорусским языком обучения создавались в областных центрах, городах, где число таких учреждений среднего образования незначительное».

«Мы видим в этом проблему. Мы рассматриваем эту проблему и решаем ее на совещаниях, ставим задачи и задания, отслеживаем, как этот вопрос решается на местах. Но вы же знаете, что создание учреждений общего среднего образования и классов с белорусским или русским языком обучения решается на местном уровне. То есть местные исполнительные и распорядительные органы принимают это решение в зависимости от экономической ситуации, особенностей региона и в соответствии с теми заявлениями, которые подают родители», — добавила Булавкина.

Представитель Минобразования отметила, что на родительских собраниях, в особенности тех, которые проводятся перед формированием первых классов, людям «всегда объясняют законодательство о возможности выбора языка обучения». «Внимание родителей обращается на то, что они имеют право подавать заявление [о приеме в школу] с указанием белорусского языка обучения», — сказала она.

Согласно статистике, опубликованной на сайте министерства, в 2016/2017 учебном году в 1−11-х классах школ Беларуси обучалось около 967 тыс. детей, из них 128,6 тыс. (13,3%) — на белорусском языке.

Школа в Беларуси только на русском языке

Через школьный порог в Беларуси вот-вот перешагнут более миллиона учеников. Но не все могут учиться на родном языке. В деревне Пелеса в 13-ти км от границы с Литвой, одна из двух на всю страну литовских школ. Учеников – около 100.

«У меня один сын Алексей, в этом году пойдет в пятый класс. Мои родители и деды были литовцами. Муж поляк, но я то литовка, для меня важен язык обучения», — говорит Мария Валюкевич, мать ученика литовской школы.

Литовское меньшинство в Беларуси не многочисленно. Больше всего в стране русских – 11 %, 3,9 % поляков и 2,4 % украинцев. Гродненская область кроме Литвы граничит с Польшей, поэтому есть тут и польские школы – в городах Волковыск и Гродно. Мест – не хватает.

«Во время поступления комиссии информировали родителей, что количество мест ограничено, что не все поступят. Чтобы не рисковать, родителям пришлось забирать документы. Сколько человек поступили – узнаем после 2 сентября», — отмечает Анжелика Борис, глава Союза поляков Беларуси.

Сюжет о образовании смотрите здесь:

Членов негосударственного Союза поляков Беларуси беспокоит, что обучаться языку/на языке могут не все желающие.

«Мы знаем про ситуацию поляков, потому что знаем об их конфликте с властями, ведь об этом громко говорят. Но как это происходит в случае со школами для детей для других национальных меньшинств – мы не знаем», — говорит Вадим Можейко, аналитик BISS.

Дети мигрантов, как и дети белорусов, обучаются преимущественно на русском языке. Хоть согласно Конституции, русский имеет статус второго государственного, на деле он ПЕРВЫЙ.

«Мне нравится тенденция, что после создания в городах инициативных групп, которые боролись за обучение на белорусском, Министерство образования отчиталось, что вроде как теперь будут пробовать сделать, чтобы в каждом регионе была белорусская школа», — говорит Вадим Можейко, аналитик BISS..

В этом сезоне откроются 3 035 учреждений среднего школьного образования. Получать знания пойдут 1,01 млн ребят.По-белорусски учителя обратятся только к некоторым. К примеру, в столице – Минске теперь лишь 7 беларускоязычных школ и гимназий. В областных центрах ни одной. Две в райцентрах. В некоторых школах – есть лишь беларускоязычные классы.

Юлия Тельпук belsat.eu

Вопросы и ответы, касающиеся поступления ребенка в первый класс

Ребенок первый раз идет в школу. Это важное событие не только в его жизни, но и в жизни его родителей, педагогов, школы. Как подготовить ребенка к новой жизни, как организовать учебу, чтобы она была в радость детям, и им хотелось бы каждое утро идти в школу? Обсудим вопросы, которые задаются чаще всего родителями.

Вопрос 1. Возраст поступления ребенка в первый класс?

В соответствии со статьей 159 Кодекса Республики Беларусь об образовании в I класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет. По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в I класс лица, которому шесть лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года.

Вопрос 2. Какие документы необходимы при поступлении ребенка в первый класс?

Для приема детей в первый класс учреждения общего среднего образования законные представители в период с 2 июня по 28 августа подают следующие документы:

— заявление на имя руководителя учреждения общего среднего образования;
— медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка;
— свидетельство о рождении ребенка.

Вопрос 3. Правомерно ли проведение в школах тестирования детей, поступающих в первый класс?

Прием детей в учреждения общего среднего образования осуществляется без вступительных испытаний.

Вопрос 4. Обязательно ли присутствие ребенка при подаче документов в школу?

Не обязательно.

Вопрос 5. Первые классы – это классы школы или группы дошкольного учреждения?

Первые классы – это классы учреждения общего среднего образования. По решению местных исполнительных и распорядительных органов власти они могут размещаться как на базе школы, так и на базе дошкольных учреждений.

Если первые классы размещаются в школе, то для них создаются все необходимые условия для организации образовательного процесса детей шестилетнего возраста, включая сон, питание, прогулку и т.д.

Если первые классы размещаются на базе дошкольных учреждений, то образовательный процесс в первую половину дня осуществляет учитель школы, остальное время с учащимися работают педагогические работники дошкольного учреждения. Учащиеся первых классов в данном случае входят в состав детского коллектива дошкольного учреждения. Их режим дня является составной частью общего режима дня дошкольного учреждения.

В период каникул, в том числе дополнительных в течение учебного года и летних, учащиеся первых классов могут посещать дошкольное учреждение на общих основаниях.

Вопрос 6. Чем отличается организация обучения детей в первых классах от других классов начальной школы?

Продолжительность учебной недели – 5 дней.

С целью обеспечения плавного перехода из дошкольного учреждения в школу, учебным планом в первом классе предусмотрено на протяжении сентября месяца проведение учебных занятий по программе «Введение в школьную жизнь». В течение этого периода не проводятся учебные занятия по математике, чтению, письму. Учитель проводит с детьми экскурсии, целевые прогулки, физкультурные занятия, развивающие игры, учит детей, как вести себя в коллективе, изучает готовность каждого к школьному обучению, оказывает помощь школьникам в усвоении правил и форм поведения во время учебных занятий, в умении понимать содержание задаваемых учителем вопросов, в организации своей деятельности.

С октября месяца проводятся все учебные занятия по предметам учебного плана.

Для учащихся 1 класса предусмотрена щадящая организация образовательного процесса:

— уроки проводятся только в первую смену;
-для хранения верхней одежды и сменной обуви, как правило, выделяется специальное помещение;
— каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения;
— учебники и дидактические пособия рекомендуется хранить в школе;
— наполняемость класса – не более 20 человек;
 — в середине третьей, самой продолжительной четверти организуются дополнительные каникулы в течение одной недели;
 — продолжительность учебного занятия – 35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5-2 минуты каждая;
— продолжительность перемен между учебными занятиями не менее 10 минут, после второго или третьего учебного занятия проводится динамическая пауза (прогулка на свежем воздухе) продолжительностью не менее 30 минут.
— домашние задания учащимся не задаются.

Вопрос 7. Как же оцениваются результаты обучения первоклассников?

В классе, где обучаются шестилетние дети, исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, солнышки, цветочки и т.д.). Допускается лишь словесная оценка. Кроме того, нельзя при неверном ответе ученика говорить: «не старался», «не думал», «неверно», лучше учителю в школе, а родителям дома обходиться репликами «давай послушаем других», «это твое мнение», «ты так думаешь» и т. д.

Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).

В течение первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года. Запрещено проверять технику чтения «на скорость» с секундомером. Технику чтения учащихся проверяет учитель данного класса, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, его темп чтения.

Вопрос 8. Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к школьной жизни?

Успехи шестилетнего ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней, а также, и это важнее всего, отношением родителей и учителя к новой деятельности в жизни ребенка.

Прежде всего важно, чтобы он пошел в школу физически развитым, здоровым.
Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.

Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он привыкает к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.

Наблюдения показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному.  Значительная часть детей (примерно 50-60%) привыкают в течение 2-3-х месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У таких детей преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, способность добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.

Другим детям (около 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, плачут, жалуются). У этих детей возникают трудности и в усвоении школьных программ.

И, наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, мешают проводить учебные занятия и пр.

Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Очень важны в это время внимание и поддержка со стороны родителей и учителей.Необходимо быть сдержанными, спокойными, поддерживать достоинства детей, радоваться их успехам, стараться помочь наладить отношения со сверстниками. Если учитель, родители не будут учитывать трудности адаптационного периода, это может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его психического здоровья. Помните об этом.

Вопрос 9. Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе?

Во-первых, надо помнить, что готовность к школе — это сложный комплекс определенных психофизиологических состояний, умений, навыков и здоровья ребенка. Искусственно форсировать эту готовность нельзя. Однако необходимо и можно помогать ребенку подготовиться к школьной жизни.

В настоящее время 92% детей пятилетнего возраста готовятся к школьной жизни в учреждениях дошкольного образования. Их деятельность в учреждении дошкольного образования регламентируется государственной программой «Пралеска». Те, кто не посещает учреждения дошкольного образования, в обязательном порядке должны пройти эту подготовку, чтобы иметь одинаковые стартовые возможности, через разные формы организации работы в учреждении дошкольного образования, школе.

Необходимо иметь в виду, что ребенку, не посещавшему детский сад, бывает трудно смириться с тем, что в школе он не самый главный, не единственный, а такой же, как и все остальные дети. Он должен сидеть на учебном занятии и не мешать другим, он вынужден подчиняться общей дисциплине, постоянно соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами учителей и одноклассников. Необходимо постараться устроить так, чтобы он еще до школы чаще общался со сверстниками.

Первокласснику приходится самому себя обслуживать. Поэтому о навыках самообслуживания следует позаботиться особо. Очень важно, чтобы ребенок к моменту поступления в школу обладал известной долей самостоятельности: умел завязывать шнурки, застегивать пуговицы, сложить портфель, содержать в порядке свою комнату, место для занятий, игрушки, одежду, обувь. Не следует делать это за детей, не нужно освобождать их от трудовых усилий. Нельзя нарушать один из важных принципов воспитания: не делать за детей то, что они в состоянии сделать сами. Это очень важная составляющая готовности к школе.

Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца. В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед – это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь.

Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) – чтение ребенку книги.  Читайте детям книги. В этом возрасте хорошо читать малышам волшебные сказки разных народов. Чтение нельзя подменить телевизором. Об этом надо родителям помнить всегда. Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день. Поощряйте все занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепку, конструирование.

Вопрос 10. И все-таки. Обязательно ли ребенок должен уметь читать, писать, считать до школы?

Многие родители ограничиваются тем, что пытаются научить ребенка чтению, письму и счету. Следует помнить, что пятилетний малыш не может еще серьезно заниматься, и совершенно недопустимо, чтобы подобные «уроки» сопровождались скандалами, криками и слезами. Подготовленный таким образом ребенок первое время действительно хорошо успевает, но постепенно «домашний запас» кончается, учиться становится все труднее. Он не умеет быть внимательным в течение всего учебного занятия, не радуется собственным успехам, в школу ходит без всякого удовольствия.

Может лучше совсем не готовить ребенка к школе? Придет время, там всему и обучится? Педагоги и психологи считают, что готовить обязательно надо. Только без принуждения и наказаний. Сейчас многие дети умеют читать, писать и считать еще в дошкольном возрасте. Если ребенок с интересом и в игровой форме осваивает эти хитрые премудрости, не стоит ему мешать. Но если ребенок наотрез отказывается, то не заставляйте его насильно это делать, ибо тем самым вы можете навсегда отбить охоту учиться.

Обучение чтению, письму, счету – это основная задача начальной школы. Учитель сделает это грамотнее и профессиональнее, чем родители. Хотя считать в пределах десяти дошкольник должен, так как это входит в программу детского сада.
Конечно же, ребенок, с которым занимаются родители еще до школы, не будет испытывать серьезных проблем в первом классе. Поэтому, если вы обучите малыша чтению, то облегчите его будущую учебу. Главное только – не принуждать ребенка, а приучать его к чтению с помощью различных развивающих игр и занятий.

При обучении письму учитель сталкивается часто с проблемой недостаточного развития мелких мышц руки. Для развития кисти малышам рекомендуется рисовать, раскрашивать рисунки, выполнять их точками и штриховыми линиями, рисовать по образцу, обводить шаблоны, строить фигуры при помощи лекал, лепить из пластилина. Чем тверже, увереннее будет рука у ребенка, тем легче он освоит письмо букв.

Вопрос 11. Где взять учебники, и какие еще школьные принадлежности нужны первокласснику?

Все учебники для учащихся первого класса выдаются в школе. 
Примерный список необходимых принадлежностей для первого класса в школах, как правило, вывешивают.

Первокласснику необходимы:

— набор шариковых ручек
— фломастеры и карандаши
— ластик
— точилка
— обложки для тетрадей и книг
— пенал
— линейка
— краски (акварельные или гуашь)
— альбом для рисования
— набор кисточек.

Вопрос 12. Нужна ли школьная форма первоклассникам?

Да. Но сегодня мы говорим не о школьной форме, а об одежде делового стиля: строгой, аккуратной, удобной, красивой, чтобы нравилась тому, кто ее будет носить. Родителям необходимо поинтересоваться, какая одежда делового стиля принята для ношения учащимися в данной конкретной школе. После учебных занятий, если ученик остается в группе продленного дня, то следует приготовить одежду для того, чтобы он смог переодеться.

Вопрос 13. На чем остановить выбор: на школе, о которой «ходит» хорошая слава, или же искать хорошего учителя?

Пожалуй, это самый важный вопрос. Поскольку эти ответы будут читать в основном учителя начальных классов, чтобы использовать их для ответов родителям первоклассников на родительских собраниях, то обращаемся к ним.

Уважаемые коллеги! Вы видите по содержанию вопросов, как волнуются родители, отдавая в Ваши руки своих первоклашек. На поставленный в данном случае вопрос ответ такой: ищите хорошего, доброго, терпеливого, любящего детей и свою работу учителя». От Вас зависит все: и желание учеников каждый день «бежать» к Вам в школу, ожидая встречи со своей, самой доброй учительницей, и усвоение нового материала на уроке, и хорошее настроение родителей, и спокойная обстановка в семье, и горящие глаза Ваших учеников, которые первый раз перешагнули порог школы с огромной надеждой и верой в то, что их здесь очень ждали, особенно Вы, их первая учительница.

Родителям можно посоветовать:

Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Вы как никто другой знаете своего ребенка, прислушайтесь к нему, постарайтесь понять его чувства и переживания. И тогда учеба в школе будет в радость ребенку и родителям.

А 1 сентября устройте ребенку настоящий праздник – поход в парк, выезд на природу, посещение кинотеатра или театра. И обязательно – цветы. И обязательно – торт или пирог. И обязательно – мороженое. Праздник! Даже если ребенок идет не в первый, а во второй или в четвертый класс. Один раз в году – праздник школы. Ведь это же так здорово — «первый раз в первый класс»!

Как изменилась система образования Беларуси за 25 лет

Об этом  «Салiдарнасцi»  рассказал основатель образовательного центра «100 баллов» Евгений Ливянт.

— Результаты выборов 1994 года и последующего референдума 1995 года во многом были ответной реакцией на школьную реформу 1992-1993 годов, когда значительный процент городских школ был переведен на белорусский язык в приказном порядке. Это была первая реформа образования, которую провели за несколько месяцев. Без подготовки. Ни одна реформа, даже с самыми благими намерениями, не должна проводиться в такие сроки и так радикально, — считает основатель образовательного центра «100 баллов».

С 1994 года по 2007 год в белорусских школах была достаточно высокая степень академической свободы, вспоминает Евгений Ливянт.

— Во многих школах появились профильные классы, курсы по выбору, классы с углубленным изучением предметов. Даже в обычных школах создавались экспериментальные классы. Мы с коллегами-учителями вспоминаем это время с удовольствием. У нас была достаточно высокая степень академической свободы. Те, кто хотел работать в школе, оставался в профессии и творил.

Вторая половина 90-х и первая половина нулевых — это период расцвета гимназий, лицеев и частных вузов.

Коррупция на вступительных экзаменах в вузы стала обыденным делом в конце 80-х и нарастала. В начале нулевых она была чудовищной. Введение в 2003 году системы ЦТ, создание Республиканского института контроля знаний и целой системы контроля за организацией экзаменов просто уничтожили на корню коррупционную систему поступления в вузы. Пожалуй, это главное достижение в системе образования за 25 лет.

Собеседник «Салiдарнасцi» вспоминает, что после появления ЦТ мошенники продавали ответы к тестам:

— Писали любые ответы, которые приходили им в голову, и выдавали их за достоверные. Несколько лет люди на этом зарабатывали. Мой ученик в 2004 году отдал 400 долларов за четыре теста. Я помню, как менялось его настроение от теста к тесту, когда он понимал, что его надурили. Приблизительно до 2007 года люди просто не могли поверить в то, что теперь для поступления в вуз надо показывать знания, а не искать, кому заплатить деньги.

Эксперт отмечает, что учителя болезненно восприняли изменение системы подсчета баллов, которые ввели в этом году, так как новая система в значительной степени дискредитировала весь институт ЦТ.

Ещё одним большим достижением стала либерализация в сфере дополнительного образования, поэтому с каждым годом открывалось всё больше курсов, студий, школ, кружков разнообразных направлений. Отсутствие лицензирования, пониженные (по сравнению с другими видами бизнеса) ставки налогов привели к появлению целой отрасли, численность работников в которой с каждым годом возрастала, а доля теневого рынка дополнительного образования сокращалась.

Эти и другие достижения национальной системы образования были закреплены в Кодексе об образовании, который был принят в самом начале 2011 года.

Однако приблизительно с 2006 года в системе образования стали резко накапливаться и усиливаться негативные тенденции: бюрократизация, сворачивание академических свобод, курс на единообразие школ и учебных программ и бесконечные реформы, от которых не было никакой пользы, кроме вреда.

Резко возросло количество отчётов, которые должен заполнять учитель, причём зачастую эти отчёты абсолютно бессмысленны и даже абсурдны. У учителей появилась горькая шутка о том, что ученики в школе мешают учителям работать с бумагами. На учителей стали возлагать всё больше несвойственных им обязанностей, часто весьма странных. Я знаю учительницу английского языка, которая уволилась из школы после того, как от неё потребовали в выходной день развлекать детей у Чижовка-Арены в костюме зайчика.

К 2012 году профессия учителя стала столь непопулярной, что в педагогических вузах на многих специальностях исчез «проходной балл», несмотря на резкое сокращение бюджетных мест. Слово «учитель» стало синонимом слова «неудачник», количество учителей стало неуклонно сокращаться. При этом в системе образования резко возросло количество занятых непонятно чем работников.

Евгений Ливянт считает, что в системе образования учителя не защищены ни социально, ни юридически.

— Я даже не говорю о финансовой стороне проблемы. Учителей «строят» все: и администрация школы, и ученики, и их родители.

В 2008 году прошла очередная скороспелая реформа системы образования. За одно лето 12-летнее образование превратили в 11-летнее, в обычных школах закрыли профильные классы и классы с углубленным изучением предметов. Из школы также исчезли школьный компонент и курсы по выбору, а ещё через несколько лет стали сокращать УПК.

Реформа 2008 года была, на мой взгляд, стратегической ошибкой. Доказательством этого утверждения является то, что недавно профильные классы открыли вновь, но теперь нет ни специальных учебников для этих классов, ни специальных курсов повышения квалификации для учителей.

Такая же история произошла с гимназиями, которые, по сути, ликвидировали под предлогом того, что вступительные экзамены в них часто проводились с нарушениями. Получилось, что вместе с водой выплеснули и ребёнка.

С 1993 года напечатано бесконечное количество новых учебников, которые, как правило, хуже предыдущих. Причина простая: до сих пор не выработан механизм реального рецензирования и апробирования новых учебников, их постоянно «выпекают как горячие пирожки», а потом выбрасывают.

Ещё одним не просто ошибочным, а ещё и аморальным решением (приблизительно в 2012 году), стала ликвидация льгот на вступительных экзаменах в вузы для детей-сирот и школьников из сельской местности под предлогом создания общереспубликанской электронной системы зачисления в вузы. Эта система не создана до сегодняшнего дня, наши абитуриенты до сих пор могут подавать документы только в один вуз. Насколько мне известно, в мире больше не существует стран со столь архаичной системой.

Кодекс об образовании стал единственным законом, который безнаказанно нарушается: количество учеников в классе во многих городских школах превысило 30 и даже 35 человек, хотя по Кодексу их не должно быть больше 25, и это не единственное нарушение.

— На мой взгляд, кризис системы школьного образования у нас системный, и с каждым годом он нарастает. С 2012 года ситуация стала совсем плачевная. Об этом говорят результаты ЦТ. Министерство образования не знает, как повлиять ситуацию, поэтому изменило систему оценивания. Если смотреть не на баллы, а на количество правильных ответов, понятно, что школа в кризисе.

Старшеклассники не знают практически ничего: ни одной теоремы из курса геометрии, ни одного закона физики, ни одного стихотворения наизусть — ничего из того, чему учат в старшей школе.

— О том, что у нас плохи дела в образовании, говорит нарастающий отток нашей молодежи в Польшу и Россию, — говорит Евгений Ливянт. — С каждым годом увеличивается количество молодых людей, которые уезжают получать высшее образование за границу. Я не уверен, что они вернутся. И мне кажется, что это большая беда нашей страны.

Для того чтобы вырастить человека, государство тратит большие деньги. А потом они уезжают, и соседние страны получают молодых людей, в которых там не вложили ни копейки: энергичных, желающих учиться и работать.

Кроме этого, все больше родителей выбирают для своих детей иностранные онлайн-школы. Также стоит учитывать, что предмет История в учебных заведениях Польши и России преподается несколько иначе, чем в Беларуси. Мне кажется, что для нашего государства это не очень хорошо.

К сожалению, в нашем Минобразования, которое, на мой взгляд, руководствуется принципом «держать и не пущать», ничего не слышали про лозунг «поддержим отечественного производителя». Этот лозунг относится к любому белорусскому производителю товаров и услуг, но только не в сфере образования.

Очень бы хотелось, чтобы государство обратило внимание на то, что во многих странах за последние годы прошли реальные реформы системы образования, которые дают серьезный экономический эффект.

Позитивные изменения произошли в школах Эстонии, Польши, России, Украины, Молдовы, Казахстана и Грузии. А системы образования Китая и Сингапура возглавили мировые рейтинги.

Очень жаль, что наша система школьного образования, которая ещё в нулевые годы была современной и достаточно прогрессивной, с каждым годом всё меньше соответствует требованиям времени.

СЕТЬ ЗЕЛЕНЫХ ШКОЛ В БЕЛАРУСИ |

Программа «Зеленые школы» была адаптирована для Беларуси в рамках проекта Программы развития ООН «Повышение экологической информированности молодежи через учреждение и развитие «Зеленых школ» в Беларуси», финансируемого Европейским Союзом. Национальным исполняющим агентством проекта стало Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Проект завершился 31 декабря 2010 года. За один год работы были разработаны методические материалы, проведены обучающие семинары для учителей и экскурсии для школьников. В 2013 году Положение о реализации проекта «Зеленые школы» подписали представители министерств образования и природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Таким образом в Беларуси была внедрена новая модель экологического образования.

Стать участником экологического движения было предложено любой школе, школьному лесничеству, центру внешкольной работы, экологическому центру для детей и юношества Беларуси. Сегодня в Беларуси около 50-ти учреждений имеют специальный сертификат «Зеленой школы».

Что нужно сделать, чтобы стать «Зеленой школой»?

В рамках проекта каждому участнику предлагается выполнить набор заданий, объединенных в шесть направлений:

Биоразнообразие – изучение видового разнообразия растений и животных природного окружения учреждения образования  и способов его увеличения;

Энергосбережение – изучение структуры энергопотребления дома и в учреждении образования и способов его сокращения;

Водосбережение – изучение направлений использования воды в учреждении образования и дома и способов сокращения ее использования;

Обращение с отходами – анализ источников образования отходов, определение способов их минимизации, переработки и вторичного использования;

Информационно-экологические мероприятия – акции, выставки, конкурсы, экологические инициативы, экологическое просвещение для местного населения.

Качество атмосферного воздуха — изучение степени загрязнения атмосферного воздуха и осуществление действий по минимизации  загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования.

Каждое из учреждений после выполнения по своему выбору определенного количества акций может получить статус «Зеленая школа».

Обучение в Беларуси: лучшие университеты, города, рейтинги, сборы, критерии поступления и сведения о визе

В Беларуси 48 университетов, многие из которых находятся в столице страны Минске. Помимо общих университетов, существуют также специализированные медицинские школы, такие как Белорусский государственный медицинский университет, и технические университеты, такие как Белорусский национальный технический университет (БНТУ).

Два белорусских университета включены в рейтинг QS World University Rankings ® 2018, а еще два включены в QS EECA University Rankings 2018, рейтинг лучших университетов в странах с формирующимся рынком Европы и Центральной Азии (ВЕЦА).

Четыре лучших университета Беларуси согласно последнему рейтингу ВЕЦА:

Белорусский государственный университет

Белорусский государственный университет (БГУ) занимает 334-е -е место в рейтинге QS World University Rankings ® 2018, поднявшись на 20 позиций по сравнению с прошлогодним рейтингом, и 21 в рейтинге университетов QS EECA, поднявшись на 18 позиций с последнего год.

БГУ, расположенный в Минске, был основан в 1921 году и является крупнейшим университетом страны, в котором обучается около 30 000 студентов, 2 000 из которых приезжают из-за пределов Беларуси.

В

БГУ работает 3000 преподавателей, что позволяет ему попасть в 100 лучших университетов мира по соотношению преподавателей и студентов, что является одним из шести показателей, используемых для составления мирового рейтинга.

Это также крупнейший центр международного сотрудничества в области образования и науки в стране, поддерживающий партнерские отношения с более чем 400 университетами и научными институтами по всему миру.

Белорусский национальный технический университет

Белорусский национальный технический университет (БНТУ), также расположенный в Минске, является одним из ведущих технических университетов Беларуси, который в настоящее время занимает 751-800 мест в мировых рейтингах и 79 место в ВЕЦА.Он был основан в 1920 году и сегодня имеет 17 факультетов, на которых обучаются по 89 специальностям и 121 специализации, в нем обучается более 35 000 студентов.

За почти столетие своего существования он также приобрел множество традиций, включая Фестиваль студенческого калейдоскопа, пятидневное мероприятие, посвященное мультикультурности, в котором студенты БТНУ из разных стран сотрудничают, чтобы показать уникальность своих традиционных культур.

Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники

Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники (БГУИР), снова расположенный в Минске, занимает 118 место в последнем рейтинге ВЕЦА, получив высший балл по показателю репутации работодателя.

БГУИР был основан в 1964 году и, как следует из названия, обучает студентов в области информатики, радиоэлектроники и телекоммуникаций. Он предлагает курсы с преподаванием на английском языке как на территории кампуса, так и в режиме дистанционного обучения, а также программы базового года, чтобы студенты, обучающиеся на русском или английском, могли повысить свои знания до необходимого уровня.

Степень бакалавра с преподаванием на русском языке начинается от 3000 долларов США в год в зависимости от программы, а степень бакалавра с преподаванием на английском языке стоит 5000 долларов США в год.

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы (YKSUG), получивший рейтинг 191-200 в регионе ВЕЦА, расположен в Гродно на западе Беларуси. В нем обучается около 18 000 студентов, большинство из которых являются студентами.

Названный в честь известного белорусского поэта Янки Купалы, YKSUG был основан в 1940 году и в настоящее время состоит из 15 факультетов и 71 кафедры. Большинство его курсов преподается на русском языке, но есть курсы на английском языке по математике, информационным технологиям, туризму и гостеприимству, международному праву, экономике и финансам.

Минск

Столица Беларуси и ее крупнейший город Минск, вероятно, будет первым в вашем списке потенциальных направлений, если вы хотите учиться в Беларуси. Также административная столица Содружества Независимых Государств, Минск является домом для около 3,2 миллиона человек в своем мегаполисе и является крупным промышленным центром страны.

Здесь есть чем заняться помимо учебы: 16 музеев, 11 театров и 139 библиотек, в том числе Национальная библиотека Беларуси, которая впечатляюще спроектирована в виде гигантского ромбокубооктаэдра (мы тоже не знаем, как это произносить) и включает смотровая площадка, откуда открывается захватывающий вид на городской пейзаж.

Минск также может похвастаться всеми модными кафе, традиционными ресторанами и оживленными ночными клубами, которые вы ожидаете от европейской столицы, а также отличным, обширным общественным транспортом с подземным метро, ​​что позволяет легко передвигаться.

Вдобавок ко всему, Минск является важным центром образования, поскольку здесь три из четырех стран, занесенных Беларусью в последний рейтинг университетов QS EECA, в том числе Белорусский государственный университет (БГУ), который входит в 50 лучших.

Гродно

Гродно, также известный как Гродно, — столица Гродненской области на северо-западе Беларуси.Пятый по величине город страны с населением около 365 610 человек. Гродно — один из наиболее хорошо сохранившихся средневековых городов Беларуси, в котором сохранилось больше исторических памятников и достопримечательностей, чем в других городах, в том числе Коложская церковь, построенная в XII -м веках.

Близость Гродно к границе с Польшей (примерно в 12 милях) означает, что здесь проживает большая польская община и чувствуется польская культура, а также здесь значительная концентрация католиков.

Гродно также известен своим медицинским университетом, Гродненским государственным медицинским университетом, который привлекает множество студентов как из Беларуси, так и за ее пределами. Здесь также находится Гродненский государственный университет имени Янки Купалы (YKSUG), который входит в 200 лучших вузов ВЕЦА.

Гомель

Также известный как Гомель, Гомель является вторым по величине городом Беларуси с населением около 526 872 человек и расположен в юго-восточной части страны на берегу реки Сож. Такое расположение на берегу означает, что в городе есть обширные пляжи.

Главная историческая достопримечательность города — красивый Гомельский дворцово-парковый ансамбль, который простирается на 800 метров вдоль правого берега Сожа, что делает его очень спокойным и живописным местом для прогулки, любимой как туристами, так и местными жителями. Среди университетов Гомеля — Гомельский государственный медицинский университет, самый молодой из четырех медицинских университетов Беларуси, и Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины.

Брест

Не путать с одноименным французским городом, Брест расположен на юго-западе Беларуси, прямо на границе с Польшей (напротив польского города Тересполь).В Бресте проживает около 340 141 человек, он известен сочетанием исторических культур и крепостью 19 -го -го века, которой в честь обороны Брестской крепости в июне 1941 года было присвоено почетное звание «Крепость-герой».

Другие достопримечательности, которые стоит посетить в свободное время, включают Брестский городской парк площадью 20 гектаров, превосходный Музей железнодорожной техники под открытым небом и Никалаевскую церковь.

В Бресте два университета: А.С. Пушкина Брестский государственный университет и Брестский государственный технический университет.

Как поступить на учебу в Беларуси

Процесс подачи заявления довольно прост — вы должны подать заявление непосредственно в выбранное вами белорусское учреждение, включая аттестат об окончании средней школы или его эквивалент, чтобы доказать, что вы закончили 12 лет образования. Если вы подаете заявку на получение степени магистра, вам понадобится сертификат бакалавра.

Язык обучения в университетах Беларуси обычно русский или белорусский, но некоторые университеты предлагают курсы с преподаванием на английском языке.Если ваш курс ведется на белорусском или русском языке и вы не владеете ни одним из этих языков, вам необходимо пройти 10-месячный курс языкового погружения перед началом учебы. Это стоит 1800 долларов США.

Учебный год в Беларуси состоит из двух семестров, первый длится с сентября по январь, второй — с февраля по июль. Для получения степени бакалавра необходимо четыре года, а для получения степени магистра — два года.

Как получить белорусскую студенческую визу

Всем иностранным студентам нужна виза (Беларусь не является членом Европейского Союза).Чтобы подать заявку на это, вам нужно пойти в ближайшее посольство или консульство Беларуси и предоставить следующие документы:

  • Ваш паспорт, который должен быть действителен не менее шести месяцев после предполагаемой даты возвращения
  • Свидетельство о рождении
  • Заполненная анкета на студенческую визу
  • Две цветные фотографии паспортного размера на белом фоне
  • Справка о состоянии здоровья, включая доказательство того, что вы проходили тест на ВИЧ / СПИД
  • Оплаченный визовый сбор (60 долларов США)
  • Официальное письмо-приглашение от белорусского университета, в который вы собираетесь учиться

Вам необходимо приобрести медицинскую страховку, стоимость которой составляет около 110 долларов США в год. Ваш университет поможет вам получить временный вид на жительство.

Стоимость обучения, проживание

и финансирование

Стоимость обучения в Беларуси будет варьироваться в зависимости от вашего университета и предмета, но иностранные студенты могут рассчитывать платить около 2000–3500 долларов США в год, при этом курсы с преподаванием на английском языке обычно дороже, чем курсы с преподаванием на русском или белорусском языке. Как это принято во всем мире, медицинские дипломы стоят дороже, около 4100 долларов США в год или 4600 долларов США и более, если вы учитесь на английском языке.

Беларусь вполне доступна с точки зрения стоимости жизни: студентам нужно всего около 2400-3600 долларов США в год. Это означает, что расходы на обучение за границей могут составить всего 4400 долларов США в год.

Numbeo — полезный источник для сравнения затрат, к которым вы привыкли в своем родном городе, с тем, сколько стоят вещи в белорусском городе, таком как Минск (например, стоимость аренды на 85 процентов ниже, чем в Лондоне). Что касается проживания, большинство студентов живут в студенческих общежитиях, предлагаемых университетом, которые стоят всего около 30-50 долларов США в месяц.

Возможно, вы захотите получить стипендию для финансирования учебы, особенно потому, что иностранные студенты не могут работать во время учебы в Беларуси. Здесь вы можете найти возможности получения стипендии.

Требования к поступающим в белорусские университеты — подать заявление и учиться в

Требования к заявкам в Беларуси

После того, как вы решили продолжить свое образование в университете в Беларуси, вам нужно будет поддерживать связь с RocApply по поводу вашего университета, чтобы получить приглашение подать заявку на учебу в нем.

Для обучения в любом из белорусских университетов студенты должны традиционно заполнить пригласительное письмо, но для вашего удобства RocApply сделает это от вашего имени. Все, что вам нужно сделать, это заполнить заявку на нашем веб-сайте на значке приложения, и мы остальное сделай.

Абитуриенты, желающие поступить в университет в Беларуси, должны сначала разместить следующую информацию и документы на нашем надежном веб-сайте. При подаче заявления необходимо предоставить следующие документы;

  • заполненная анкета
  • копия свидетельства об образовании с указанием ваших предметов и оценок
  • копия паспорта и свидетельства о рождении
  • копия медицинской справки
  • После того, как вы выбрали свой университет и курс, вам нужно будет подать заявление на получение студенческой визы.

Вы делаете это, отправив выбранный университет, а именно RocApply:

  • подтверждение о зачислении в вуз или колледж
  • официальное свидетельство об образовании с указанием ваших предметов и оценок
  • медицинская справка
  • отрицательный сертификат на ВИЧ
  • паспорт и свидетельство о рождении
  • 6 фотографий (4 x 6 см)

Документация может быть предоставлена ​​на русском или белорусском языке. Если документы предоставляются на английском, французском, испанском или немецком языках, требуются сопроводительные переведенные копии на русском или белорусском языке.

Примечание: может существовать возможность перевода зачетных единиц или поступающих студентов, однако это зависит от конкретной ситуации и от того, признают ли они аккредитационную комиссию, в которую был зачислен ваш предыдущий университет.

После подачи всех документов процесс проверки заявлений завершается, и успешные студенты уведомляются, как правило, в течение периода не более 2-3 недель, а после внесения первоначального взноса за обучение выдается официальное письмо о зачислении.После этого студенты могут зарегистрироваться и записаться на выбранное исследование, а также выбрать курсы для желаемого начала семестра.

Даже если в настоящее время у вас недостаточно документов, просто начните с процесса, и один из членов RocApply будет сопровождать вас, пока вы не завершите процесс, а также дождется, пока вы закрепите или получите недостающие документы. Будучи потенциальным студентом, вы можете просто уведомить участников RocApply, когда вы сможете подтвердить свою квалификацию или сертификаты, и мы вам напомним.

После того, как вы загрузите копии документов заявки на платформу RocApply, не забудьте взять оригиналы с собой в университет после получения согласия.

После подачи документов учетные записи студента тщательно проверяются, после чего может потребоваться собеседование, и могут быть организованы экзамены для дальнейшего изучения пригодности человека или предлагаемого курса обучения.

После того, как все улажено и университет удовлетворен способностями студентов и записями, выдается письмо о зачислении, и после этого кандидаты имеют право выбрать и зарегистрировать ближайшие семестры и соответствующий университет.

RocApply помогает студентам поступить в любой университет. Если у вас есть вопросы о процессе подачи заявки или о самом университете, пожалуйста, не стесняйтесь обращаться к нам в любое время по адресу [электронная почта защищена] или по нашему телефону, Whatsapp или Viber: +49 1511 2975441

Наука и образование в Беларуси

ОБЗОР

ИСТОРИЯ

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

ЭКОНОМИКА

ДЕЛОВАЯ СРЕДА

МИНСК

СОВЕТЫ ДЛЯ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ

Беларусь — страна с высокоразвитой наукой и передовым образованием.Уровень грамотности взрослого населения в Беларуси составляет 99,7%, и в стране высокий валовой коэффициент охвата начальным, средним и высшим образованием (98,7% согласно Отчету ООН о человеческом развитии за 2014 год). Доля студентов вузов (355 на 10 000 человек по данным на 2014 г.) на том же уровне или выше, чем у ведущих европейских стран.

Белорусская система образования включает 3951 дошкольное учреждение, примерно столько же общеобразовательных школ, колледжей и лицеев и 54 высших учебных заведения. В белорусских вузах обучаются более 19 тысяч студентов из 98 стран мира.

Беларусь занимает одно из первых мест по количеству ученых и инженеров на душу населения. По состоянию на 2015 год общее количество организаций и учреждений, проводящих научные исследования, составляет 439, из них около 26 200 ученых и инженеров занимаются прикладными и фундаментальными исследованиями (Национальный статистический комитет Республики Беларусь). Из всего научного населения Беларуси около 20 процентов имеют учёную степень, а именно 648 докторов наук (эквивалент профессора.) и 2822 кандидата наук (эквивалент доктора философии). Молодые люди в возрасте до 29 лет составляют четверть белорусских исследователей.

Национальная академия наук Беларуси, основанная в 1929 году, является ведущим научным центром Беларуси. Ученые Академии достигли значительных успехов в научно-исследовательской деятельности в области математики, физики, химии, биологии, наук о Земле, социальных и гуманитарных наук. Штат Академии и дочерних институтов составляет 8 700 специалистов, что составляет 30 процентов от общего числа специалистов НИОКР в Беларуси.Межправительственные соглашения о сотрудничестве в области науки и технологий подписаны с 60 странами, включая Великобританию, Германию, Индию, Китай, Россию, США и Японию.

В мае 2015 года Беларусь присоединилась к Болонскому процессу и к группе из 47 стран, образующих единое европейское пространство высшего образования (ЕПВО). Для Беларуси молодые образованные люди сегодня являются главным активом. Ежегодно в Беларуси выпускается более 16 000 технических специалистов, и уровень утечки мозгов сравнительно невелик.

Белорусские школьники известны завоеванием медалей на научных олимпиадах и соревнованиях, а также международных соревнованиях и чемпионатах по программированию, в том числе ACM ICPC. Работы белорусских ученых отмечены на технических ярмарках. В последние годы белорусы доминируют в рейтингах Google Code Jam, Google Hash Code, Яндекс. Алгоритм, TopCoder Open, Kotlin Challenge, VK Cup и Facebook Hacker Cup.

В Беларуси вновь открываются школы, поскольку лидер отвергает «коронапсихоз»

МИНСК, Беларусь (AP) — Школы в Беларуси вновь открылись в понедельник после продолжительных весенних каникул, но власти разрешили родителям держать своих детей дома, несмотря на то, что правительство разрешило держались подальше от закрытий и ограничений на общественное движение на фоне растущей вспышки коронавируса в стране.

Президент Беларуси Александр Лукашенко, который железной рукой правил бывшим советским государством более четверти века, приказал возобновить занятия в 3067 школах страны после того, как регулярный недельный перерыв был продлен на две дополнительные недели.

Лукашенко последовательно отклонял опасения по поводу нового вируса и ограничений, введенных в других странах Европы, как «коронапсихоз». Заводы, магазины и рестораны в Беларуси работают в обычном режиме, а на спортивных мероприятиях зрители заполняют трибуны.

Сотни тысяч православных верующих собрались в церкви Беларуси в воскресенье, чтобы отпраздновать Пасху, что резко контрастирует с ограниченными православными пасхальными обрядами в других странах, где запрещены общественные службы. На богослужениях присутствовал сам Лукашенко в сопровождении своего 15-летнего сына.

Число инфицированных в 10-миллионной стране с пятницы выросло почти на треть и составило 6264 человека, включая 51 смертельный исход. Сейчас в Беларуси больше подтвержденных случаев заражения вирусом, чем в соседней Украине, где проживает в четыре раза больше людей.

Минчанка Ольга Науменко сказала, что оставит дочь и сына дома как минимум две недели.

«Если правительство не думает о нас, я должна сама позаботиться о своих детях», — сказала она. «Я не буду закрывать глаза на это и рискну своими детьми после того, как на пасхальных службах с участием президента собралось много людей. Мы опасаемся всплеска инфекций ».

Должностные лица прямо не ссылались на общественное здравоохранение как на причину закрытия школ на три недели, хотя это было понятно.Лукашенко сказал, что он против того, чтобы школы закрывались, но высказался за предоставление родителям свободы решать, что лучше для их детей.

Министр образования Игорь Карпенко сказал, что только 40% из 960 000 школьников Беларуси должны прийти в школу в ближайшие дни. «Мы не собираемся никого принуждать», — сказал он, добавив, что студенты могут продолжить учебу удаленно.

Из 28 первоклассников в понедельник только 7 посещали занятия в школе № 3 г. Минска.

«Мы попросили родителей дать детям антисептики и бутылки с водой и попросили прийти забрать их раньше», — рассказала учительница Наталья Надольская.

В субботу правительство Беларуси объявило массовую уборку населения в соответствии с традициями советской эпохи, в которой, несмотря на растущую вспышку коронавируса, примут участие сотни тысяч государственных служащих.

Говоря о качестве современного образования в Беларуси

Сиэтл. Беларусь оставалась частью СССР в течение семи десятилетий, пока не обрела независимость в 1991 году. После этого Беларусь продолжала поддерживать политические и экономические отношения с Российской Федерацией.Александр Лукашенко, первый избранный президент страны, неуклонно укреплял свою власть с 1994 года и сделал образование приоритетным в национальной политике.

Республика Беларусь имеет сравнительно развитую систему образования. Грамотность взрослого населения составляет 99,7 процента, а 98 процентов белорусов имеют законченное начальное, среднее и высшее образование. Высшие учебные заведения республики соответствуют стандартам университетской системы ЕС и США.

Образование на всех уровнях бесплатное для граждан Беларуси, его дополняют многочисленные частные университеты и колледжи. Современная система образования в Беларуси была создана в соответствии с Законом Республики Беларусь 1994 г. , который сохранил некоторые образовательные стандарты и структуры СССР. Современные белорусские стандарты основаны на компетентностном подходе и позволяют внедрять систему образовательных кредитов ECTS как необходимый инструмент поддержки студенческой мобильности. Около 6000 иностранных студентов, в основном из Кыргызстана, Индии, Китая и Венесуэлы, получают дипломы в университетах страны каждый год.Как правило, плата за обучение для этих студентов варьируется от 700 до 4000 долларов в год, в зависимости от курса и учебного заведения.

Несмотря на успехи в поддержании высокого уровня грамотности, белорусское образование имеет свои недостатки. Одна из самых больших проблем, с которой сталкивается сегодня белорусская система образования, — это переходный процесс между школами и университетами. Согласно исследованию Национального образовательного учреждения, в 2015 году около 42 процентов старшеклассников полагались на дополнительные репетиторские услуги.Эта популярная практика возникла после перехода страны на новую систему образования, в которой использовался стандартизированный тест для поступления в колледж.

Эксперт в области образования Владимир Дунаев пояснил, что репетиторство исправляет ошибки системы высшего образования, которые интенсивно возникают после реформы 2008 года, когда Беларусь отменила свою программу специализированного образования. На данный момент среднее образование в Беларуси не является достаточной подготовкой для сдачи теста и поступления в университет.

«Похоже, что для получения качественного высшего образования студенты должны платить за образование второго уровня, а это подрывает конституционные рамки», — сказал Дунаев белорусскому журналу «Заутра».«Кроме того, это создает ситуацию социального неравенства: одни родители могут позволить себе высококачественное репетиторство, другие — только более низкого качества, а третьи не могут себе этого позволить».

Многие учителя в стране боятся быть исключенными или уволенными за то, что свободно высказывают свое мнение о выборных органах власти. В 2004 году Европейский гуманитарный университет отказался выполнять распоряжения правительства и был закрыт правительством Беларуси. Школа переехала в Вильнюс (Литва), где продолжает свою деятельность как частный университет.

Наконец, в мае 2015 года Беларусь присоединилась к Болонскому процессу — серии встреч, результатом которых стало создание Европейского пространства высшего образования (ЕПВО). Что касается Болонской системы, которая обеспечивает сопоставимость стандартов и качества квалификаций высшего образования в европейских странах, считается, что правительство Беларуси опасается оттока ученых за границу. Так называемая «утечка мозгов» происходит из-за отсутствия государственной поддержки научно-технического развития в стране.Министерство образования утверждает, что почти две трети выпускников ежегодно не могут найти работу.

Несмотря на несколько серьезных затрат системы, будущее образования в Беларуси многообещающее. Учителя и студенты ожидают появления в ближайшем будущем технологического оборудования для школ и университетов, а также расширения международных программ обучения для белорусов.

— Яна Емец

Фото: Flickr

Белорусский учитель математики совершил прорыв в STEM

Ирина Адамович, координатор внешкольной школы естественных наук, технологий, инженерии и математики (STEM) и учитель математики в Борисове, является белорусским педагогом, который продвигает креативная инженерия и передовой опыт в области STEM-образования, включив их в учебную программу своей школы, чтобы обеспечить светлое будущее белорусской молодежи.

В последние годы стремительно развивающийся ИТ-сектор Беларуси создал большой спрос на инженеров и других высококвалифицированных специалистов для удовлетворения потребностей местных, региональных и международных компаний. Подход, ориентированный на STEM, который развивает критическое мышление, командную работу, решение проблем и принятие решений, имеет решающее значение для того, чтобы помочь белорусской молодежи удовлетворить этот спрос.

Ирина говорит, что именно ее участие в программе USAID Community Connections по обмену (ComCon) в 2018 году вдохновило ее — а теперь и ее студентов — прорыв в области STEM.

«Сначала прорыв произошел в моей голове. Я пересмотрела себя как учителя математики, когда узнала об американских методах учебного процесса в школах», — сказала Ирина Адамович. Ирина также была очень впечатлена научными стандартами нового поколения (NGSS) — междисциплинарными стандартами, ориентированными на взаимодействие науки, практики и межпредметного сотрудничества. Она начала с того, что изменила свой способ преподавания математики, сосредоточившись на сознательном обучении, практике, науке и исследованиях.Осознав улучшение качества своего обучения, она применила те же принципы к остальной части школьной программы.

«Благодаря такому новому подходу дети стали более осознанными в своей учебе, они проявляют интерес к моему классу, они становятся более успешными, а значит, более счастливыми», — думает Ирина.

Как руководитель внешкольной школы STEM, которая объединяет 12 учителей и 305 студентов, Ирина адаптировала работу школ STEM, которые она посетила в Соединенных Штатах, к белорусскому контексту.Как и во многих американских школах, она инициировала Maker Space: специально оборудованную площадку, которая открыта для учащихся в любое время, когда она им нужна для работы над своими проектами. В Борисовской средней общеобразовательной школе №20 открылась новая лаборатория по 3D-моделированию и прототипированию.

Ирина признается, что до участия в программе никогда не учитывала количество девушек по направлениям STEM. После программы количество девочек, участвующих в STEM-школе, увеличилось с 40 до 95. В 2019 году ученица STEM-школы Ужефа Викторская заняла первое место на конкурсе робототехники для белорусских школьников «Путь в будущее», проводимом Минский областной институт развития образования соревновался с более чем 100 участниками мужского пола.

Ирина Адамович продолжает продвигать STEM-образование в Беларуси через инициативы в своих школах, а также сотрудничество с университетами, ИТ и инжиниринговыми компаниями. Ирина и ее команда инициировали и разработали курс «Учителя для учителей», чтобы привлечь больше белорусских преподавателей к подходу STEM. В августе 2020 года Ирина и ее команда провели онлайн-курс мотивационного тренинга «От идеи до проекта», в котором приняли участие 150 белорусских учителей, которые на сегодняшний день разработали около 40 проектов, связанных с STEM.

Программа обмена ComCon USAID расширяет кругозор не только участников, но и представителей их профессиональных и личных кругов, а также будущих поколений. С момента запуска программы USAID в 2006 году более 700 белорусских профессионалов приняли участие и извлекли уроки из передового опыта и культуры США. ComCon дает возможность 60 участникам в год адаптировать уроки лидерства и предпринимательства для решения проблем социально-экономического развития Беларуси.

bne IntelliNews — Снова в школу: столкновение белорусских школьников и школьников с полицией

1 сентября и вся Восточная Европа возвращается в школу после долгих летних каникул.Обычно это захватывающий день, когда вся семья выкладывается изо всех сил, но в этом году в Минске студенты и даже школьники столкнулись с ОМОНом, поскольку новые репрессии самозваного президента Беларуси Александра Лукашенко в отношении собственного населения набирают силу.

Тысячи студентов пришли на первый день семестра, но многие предпочли не ходить на лекции, а начали импровизированный митинг, который прошел в центр Минска только для того, чтобы быть встреченными линиями ОМОНа, пытающимися предотвратить неорганизованную демонстрацию.

В то время как молодые протестующие были полностью мирными, столкновения начались после того, как ОМОН подошел и начал задерживать демонстрантов, утаскивая их к ожидающим автозакам.

Наихудшие проявления насилия произошли в первые три дня после выборов 9 августа. По данным Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, правозащитные организации задокументировали более 450 случаев пыток с начала протестов ( УВКПЧ).

«Запрет пыток является абсолютным в соответствии с международным правом прав человека», — говорится в заявлении УВКПЧ. «Это не может быть оправдано ни по какой причине. Аналогичным образом, никакие обстоятельства, будь то внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение, не могут использоваться для практики, терпимости или оправдания насильственных исчезновений. Власти Беларуси должны немедленно положить конец всем нарушениям прав человека и бороться с безнаказанностью.”

Шесть человек погибли, по крайней мере двое из них, судя по всему, были забиты до смерти, и есть многочисленные сообщения об изнасиловании женщин полицейскими дубинками. По данным НПО, более 50 человек пропали без вести.

Присутствие ОМОНа было усилено и отправлено по кампусам, где в одном из инцидентов плотная толпа студенток противостояла ОМОНу и начала петь «Купалинку», старинную белорусскую народную песню.

Поразительно, но ОМОН также совершал рейды по школам. В элитной государственной школе сотрудники ОМОНа проникли на территорию школы и арестовали по меньшей мере трех подростков, перегоняя их с территории школы к ожидавшим их фургонам.

Учитель истории отважно вмешался, чтобы спасти группу учеников, несших красно-белый белорусский флаг, который стал символом оппозиции, но был задержан вместо них.

В другом случае толпа протестующих, проезжая мимо школы, была встречена криками «Да здравствует Беларусь!» дети на детской площадке, некоторым из которых было всего восемь лет, были встречены ревом одобрения.

Лукашенко воодушевился после того, как президент России Владимир Путин заявил, что он готов направить в Беларусь силы безопасности для подавления беспорядков «в случае необходимости».”

Кремль сидел на заборе, но теперь решительно встал на защиту Лукашенко, поскольку он стремится предотвратить неконтролируемую смену власти, на которую он не может повлиять. Теперь Кремль подтвердил, что считает массово фальсифицированные президентские выборы 9 августа действительными, а Лукашенко — законным президентом.

Более того, Кремль также заявил в заявлении от 1 сентября, что он согласен с белорусскими властями в том, что недавно созданный Координационный совет, представляющий оппозиционное движение, является неконституционным.Власти возбудили около 50 уголовных дел против Координационного совета, обвиняя его в попытке организации государственного переворота.

В свою очередь, протестующие не выказывают признаков усталости, и действительно, растущее, но избирательное насилие со стороны ОМОНа только смягчило их решимость протестовать.

Телеграмм-канал Nexta, который де-факто является организатором протестов, призвал к возобновлению всеобщей забастовки с 1 сентября, чтобы нанести ущерб экономике и заставить правительство сесть за стол переговоров.

Неофициальные данные из сообщений в социальных сетях позволяют предположить, что забастовка до сих пор носит широкомасштабный характер и продолжается, несмотря на все усилия, предпринимаемые руководителями предприятий по уговору и запугиванию работ, чтобы вернуться к работе.

Лукашенко должен прибыть в Москву в ближайшем будущем, где, похоже, все более вероятно, что он подпишет документы для завершения создания союзного государства — своего рода еврозоны на востоке.

Генеральное соглашение о создании Союзного государства, которое устранит границы между Беларусью и Россией и создаст единую валюту, было подписано в 1999 году, но Лукашено сопротивляется его заключению.

Беларусь уже является членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который основан на идее Европейского союза (ЕС) и гармонизирует торговые, налоговые и финансовые правила между членами.Однако Союзное государство значительно углубит экономическую интеграцию двух государств.

Комментируя предстоящую встречу в Москве, Лукашенко упомянул, что цель заключалась в создании рынка, который простирался бы от Бреста на западе Беларуси до Владивостока на восточном побережье России.

Это отголосок часто повторяемой Путиным долгосрочной внешнеполитической цели по созданию единого рынка, охватывающего весь евразийский континент от «Лиссабона до Владивостока».”

Вместо того, чтобы аннексировать Беларусь, как это сделала Россия с Крымом, кажется более вероятным, что цель Путина состоит в том, чтобы использовать слабость Лукашенко для создания единой рыночной структуры с Беларусью, что является шагом к его цели создания единого евразийского рынка, который, по мнению Кремля, является необходимо, чтобы противостоять возвышению Китая как мировой державы. Это означает, что сделка с Союзным государством будет более сложной, чем простая аннексия, но значительно сблизит две страны как в политическом, так и в экономическом плане.

В то же время Лукашенко подробно рассказал о конституционных изменениях, которые он предлагает протестующим в качестве мирного предложения.

«Лукашенко открыто признает, что вся политико-судебная система находится в его руках. Суд подчиняется, но он вмешивается открыто, а не с черного хода.