Содержание
- РЕБЕНОК В 5 ЛЕТ
- РОСТ РЕБЕНКА В 7 ЛЕТ
- ПОДАРОК РЕБЕНКУ 5 ЛЕТ
- РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 6 ЛЕТ
- РЗВИТИЕ РЕБЕНКА
- ВОСПИТАНИЕ
В ГОРОДЕ ОРЕНБУРГЕ ПРОХОДИТ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ
«ФОРМИРОВАНИЕ КОМФОРТНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ» В ЧАСТИ БЛАГОУСТРОЙСТВА ДВОРОВЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ, ОРГАНИЗАЦИИ ПЕШЕХОДНЫХ ПОТОКОВ НА ТЕРРИТОРИЯХ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРИЛЕГАЮЩИХ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ.
ПРОСИМ ПРИНЯТЬ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В ОБСУЖДЕНИИ ДАННОНГО ПРОЕКТА НА ОФИЦИАЛЬНОМ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОРЕНБУРГА!
ММД у детей - что это такое? Минимальные мозговые дисфункции. Ммд у ребенка 8 лет
Минимальная мозговая дисфункция у детей
Минимальная мозговая дисфункция у детей (ММД) – это синдром, включающий в себя комплекс нарушений психоэмоциональной сферы, которые возникают на фоне недостаточности функций ЦНС. В младенчестве основными проявлениями являются малые неврологические симптомы. У старших детей ММД характеризуется задержкой психического развития, гиперактивностью, социальной дезадаптацией. Диагностика основывается на психологических тестах (система Гордона, «Лурия-90») и инструментальных методах: КТ, МРТ, ЭЭГ и т. д. Лечение включает в себе педагогические, психотерапевтические, фармакологические и физиотерапевтические средства.
Минимальная мозговая дисфункция у детей
Минимальная мозговая дисфункция у детей, легкая детская энцефалопатия или гиперкинетический хронический мозговой синдром – это патологическое состояние, возникающее при нарушении регуляции ЦНС, проявляющееся отклонениями в поведении, восприятии, эмоциональной сфере и вегетативных функциях. Впервые описано С. Клеменсом в 1966 году. ММД – одна из самых распространенных нервно-психических патологий. Она встречается у 5% детей младших классов, среди дошкольников заболеваемость составляет 22%. Прогноз, как правило, благоприятный, но во многом зависит от этиологии. Практически у половины детей в процессе взросления все клинические проявления бесследно исчезают. Задержка психического развития при условии полноценного лечения почти всегда носит обратимый характер.
Причины минимальной мозговой дисфункции у детей
На данный момент ММД у детей раннего возраста расценивается как результат повреждений ограниченных участков коры головного мозга или аномалий развития ЦНС различного происхождения. Формирование данной патологии в 3-6 лет зачастую связано с педагогической или социальной запущенностью ребенка. В зависимости от момента воздействия все этиологические факторы минимальной мозговой дисфункции у детей можно разделить на антенатальные, интранатальные и постнатальные. К первой группе относятся острые вирусные заболевания или обострения хронических соматических патологий матери, которые сопровождаются состоянием длительной интоксикации, неправильное питание, нарушения обмена белков, жиров и углеводов (в т. ч. сахарный диабет), патологии беременности – преэклампсия, эклампсия, угрозы самопроизвольного прерывания беременности. В этот список также входят загрязненная окружающая среда (в т. ч. усиленный радиационный фон), нерациональный прием медикаментов, употребление алкогольных напитков, табачных изделий и наркотических препаратов, TORCH-инфекции, недоношенность ребенка.
Спровоцировать минимальную мозговую дисфункцию у детей непосредственно во время родов могут такие факторы, как стремительные роды, слабость сократительной деятельности матки и последующая ее стимуляция медикаментозными препаратами, кесарево сечение, интранатальная гипоксия (в т. ч. при обвитии пуповиной), использование акушерских пособий (вакуум-экстрактора или акушерских щипцов), неполное раскрытие родовых путей при родах, крупный плод – масса ребенка свыше 4 кг. Этиологическими факторами развития ММД в неонатологии и педиатрии являются нейроинфекции и травматические повреждения ЦНС. В возрасте 3-6 лет ММД может быть результатом воспитания в неблагополучной семье – педагогической и социальной запущенности.
Симптомы минимальной мозговой дисфункции у детей
Первые клинические проявления минимальной мозговой дисфункции у детей могут развиваться как непосредственно после родов, так и дошкольном или школьном возрасте. Независимо от момента манифестации определяются характерные для каждой возрастной категории симптомы.
Клиническая картина на протяжении первых 12 месяцев жизни ребенка характеризуется малыми неврологическими симптомами. В неонатальном периоде ММД проявляется нарушением тонуса скелетной мускулатуры – стойкими миоклоническими сокращениями, тремором, гиперкинезией. Симптомы возникают спонтанно, на осознанную моторную активность влияния не оказывают, с эмоциональным фоном не связаны, в отдельных случаях усиливаются при плаче. Характерны нарушения сна, аппетита, зрительной координации и задержка в психическом развитии. В 8-12 месяцев проявляется патология предметно-манипулятивных движений. Зачастую развиваются дисфункция черепно-мозговых нервов, асимметрия рефлекторной деятельности, гипертензионный синдром. На фоне гипервозбудимости стенок ЖКТ наблюдается чередование диареи и запоров, частое срыгивание и рвота.
В возрасте от 12 месяцев до 3 лет минимальная мозговая дисфункция у детей характеризуется повышенной возбудимостью, чрезмерной моторной активностью, снижением или потерей аппетита, нарушением сна (медленное засыпание, беспокойство во время сна, ранее пробуждение), замедленной прибавкой в массе тела, запоздалым развитием речи и дислексией, энурезом. В 3 года определяются неуклюжесть, чрезмерная утомляемость, импульсивность, негативизм. Ребенок неспособен долго находиться в неподвижном состоянии и длительное время концентрировать внимание на конкретном задании или игре, легко отвлекается на любые внешние раздражители, совершает большое количество осознанных движений, в т. ч. бесполезных и хаотичных. Может наблюдаться непереносимость яркого света, сильного шума, душных помещений и жаркой погоды. Таких детей часто «укачивает» в транспорте – быстро возникает тошнота с последующей рвотой.
Наибольшая выраженность минимальной мозговой дисфункции у детей наблюдается при первом попадании в коллектив – в 4-6 лет. Клиническая картина характеризуется гипервозбудимостью, моторной гиперактивностью или заторможенностью, рассеянностью, сниженной памятью, трудностью в освоении детсадовской или школьной программы. Такие дети неспособны полноценно овладеть навыками письма, чтения и элементарными математическими расчетами. С началом посещения школы ребенок все сильнее акцентирует собственное внимание на неудачах, формируется заниженная самооценка, отсутствие уверенности в себе и своих силах. Также определяются характерные черты в поведении: эгоизм, стремление к уединению, склонность к конфликтам, отказ от только что данных обещаний. Среди сверстников ребенок старается исполнять роль лидера или полностью отстраниться от коллектива. В результате на фоне ММД могут развиваться, социальная дезадаптация, психические отклонения, вегето-сосудистая дистония.
Диагностика минимальной мозговой дисфункции у детей
Диагностика ММД заключается в сборе анамнестических данных, физикальном обследовании, лабораторных и инструментальных методах исследования. Анамнез позволяет определить возможную этиологию и выявить первичные симптомы, а в возрасте 3-6 лет – проследить динамику клинических проявлений и их тяжесть. При осмотре младенца больше внимания уделяется проверке рефлексов, их симметричности. Объективное обследование в школьном возрасте малоинформативно, ведущую роль играет психодиагностика. Она позволяет педиатру определить особенности поведения ребенка, его психическое состояние и степень развития. Чаще всего для диагностики минимальной мозговой дисфункции у детей применяются система Гордона, тест Векслера, «Лурия-90» и другие. Общие лабораторные анализы (ОАМ, ОАК) отклонений от нормы не выявляют. Для оценки состояния тканей ЦНС и мозгового кровообращения проводятся ЭЭГ, рео- и эхоэнцефалография, нейросонография, компьютерная и магнитно-резонансная томография. КТ и МРТ при ММД зачастую определяют уменьшение объема коры головного мозга в левой лобной и теменной области, фокальные повреждения медиальной и глазничной части фронтальной области, уменьшение размеров мозжечка. Для исключения переломов проводится рентгенография костей черепа.
Дифференциальная диагностика минимальной мозговой дисфункции у детей зависит от возраста ребенка и момента проявления первичных симптомов. Она осуществляется с такими патологиями, как черепно-мозговая травма, нейроинфекции, детский церебральный паралич, эпилептиформные заболевания, шизофрения, острое отравление свинцом и др.
Лечение минимальной мозговой дисфункции у детей
Лечение ММД включает в себя педагогический и психотерапевтический методы коррекции, фармакологические средства и физиотерапию. Как правило, используется комбинированный подход – составляется индивидуальная программа для ребенка с учетом этиологии и особенностей клиники. Приемы педагогики и психотерапии применяются для коррекции задержки психического развития, социальной и педагогической запущенности, а также для адаптации ребенка в коллективе. Важную роль при лечении минимальной мозговой дисфункции у детей играет психологический микроклимат в семье – так называемая «позитивная модель общения». Она включает в себя акцентирование внимания на успехах ребенка и их поощрение, избегание частых повторений слов «нет» и «нельзя», мягкую, спокойную и сдержанную манеру разговора. Использование компьютера и просмотр телевизора ограничиваются до 30-60 минут в день. В развлечениях преимущество отдается тем видам игр и занятий, которые требуют внимания и концентрации: конструкторы, пазлы, чтение, рисование.
Фармакологические препараты назначаются с целью купирования отдельных симптомов. В зависимости от клинических проявлений могут применяться снотворные (бензодиазепины – нитразепам, производные хлорала), седативные (бензодиазепины – диазепам), стимулирующие (метилфенидат), транквилизаторы (тиоридазин), антидепрессанты (трициклические антидепрессанты – амитриптилин). Физиотерапия при минимальной мозговой дисфункции у детей направлена на улучшение работы центральной и периферической нервных систем, максимальное восстановление их функций. Наиболее часто используются массаж, гидрокинезотерапия, ЛФК. Постепенно вводятся спортивные дисциплины, требующие координации движений и ловкости: плавание, бег, лыжный и велосипедный спорт.
Прогноз и профилактика минимальной мозговой дисфункции у детей
Прогноз для детей с ММД, как правило, благоприятный. В 30-50% случаев наблюдается «перерастание» заболевания – в подростковом и взрослом возрасте все симптомы полностью исчезают. Однако у некоторых больных определенные проявления остаются на всю жизнь. Нарушения психики на фоне лечения возникают редко. Для людей с ММД характерны нетерпеливость, невнимательность, недостаточная социальная адаптация, проблемы при формировании полноценной семьи и обретении профессиональных навыков.
Неспецифическая профилактика минимальной мозговой дисфункции у детей подразумевает исключение всех потенциальных этиологических факторов. Профилактические мероприятия включают рациональное питание матери, отказ от вредных привычек, регулярное посещение женской консультации для мониторинга беременности и лечения сопутствующих патологий, полноценное обследование с целью выбора наиболее подходящего метода родоразрешения.
illnessnews.ru
причины, симптомы и методы лечения
ММД у детей — довольно распространенное нарушение. Статистические данные свидетельствуют о том, что подобный диагноз ставят практически 25% детей. Сама аббревиатура расшифровывается как минимальная мозговая дисфункция. Возникает подобное расстройство по множеству причин и сопровождается совершенно разными симптомами.
ММД у детей: причины развития
Минимальная мозговая дисфункция, как правило, связана с теми или иными нарушениями развития нервной системы. Дело в том, что последние недели беременности и первые месяцы жизни малыша — это время наиболее активного развития головного мозга. Поэтому ММД у детей в большинстве случаев возникает в результате целого ряда причин. Для начала стоит отметить, что подобное нарушение довольно часто связано с генетической предрасположенностью новорожденного к тем или иным расстройствам нервной системы. Тем не менее в большинстве случаев имеют место различные патологии беременности и родов. Например, причина может крыться в плохом питании матери во время вынашивания плода, а также кислородном голодании малыша, наличии тяжелых токсикозов или некоторых инфекционных заболеваний. Нередко ММД у детей связана с тяжелыми родами. Кроме того, на развитие нервной системы, безусловно, могут повлиять и факторы, воздействующие на организм после рождения. Например, ММД может быть связана с постоянным недоеданием малыша, отсутствием в продуктах питания необходимых полезных веществ, а также тяжелыми заболеваниями, перенесенными в первые месяцы жизни.
ММД: фото и основные симптомы
Расстройства нервной системы могут проявляться совершенно по-разному. В большинстве случаев ММД у детей сопровождается проблемами с концентрацией внимания. Такие малыши находятся в состоянии постоянной двигательной активности — они буквально ни минуты не могут усидеть на месте или сконцентрироваться на одной работе. Мозговая дисфункция сказывается и на характере ребенка — он раздражителен и склонен к быстрой смене настроения, начиная от апатии и депрессии и заканчивая сильный вспышками ярости. Такие дети, как правило, плохо спят и постоянно вскрикивают во сне. Кроме того, у малыша наблюдаются сбои в развитии мелкой моторики, а также различные нарушения речи. Возникают и сложности с обучением, что наиболее ярко проявляется в первые школьные годы. Иногда возможны и нарушения координации.
ММД у детей: существует ли лечение?
Для начала малыша необходимо показать врачу. Только специалист может поставить диагноз ММД. Лечение подобного расстройства — это процесс длительный и комплексный. Стоит сразу же отметить, что важной частью терапии является постоянный родительский контроль. Для ребенка с мозговой дисфункцией очень важен строгий режим дня. Кроме того, специалисты рекомендуют постоянные занятия, развивающие способность к концентрации внимания и полезные для мелкой моторики, например, рисование и лепку. Конечно же, очень важно правильное полноценное питание. Родители должны понимать, что поведение малыша - не его вина, и к его воспитанию необходимо подходить, учитывая все существующие особенности.
fb.ru
Минимальная мозговая дисфункция
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
Реферат
На тему
“Минимальная мозговая дисфункция”
Новосибирск – 2002
Минимальная мозговая дисфункция (или гиперкинетический хронический мозговой синдром, или минимальное повреждение мозга, или легкая детская энцефалопатия, или легкая дисфункция мозга) относится к перинатальным энцефалопатиям. Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - собирательный диагноз, подразумевающий нарушение функции или структуры головного мозга различного происхождения, возникающее в перинатальный период (К перинатальному периоду относятся антенатальный, интранатальный и ранний неонатальный периоды. Антенатальный период начинается на 28 неделе внутриутробного развития и оканчивается началом родового акта. Интранатальный период включает в себя непосредственно сам акт родов от начала родовой деятельности до рождения ребенка. Ранний неонатальный период соответствует первой неделе жизни ребенка и характеризуется процессами адаптации новорожденного к условиям внешней среды).
ММД – замедление роста мозга, нарушение диффузно-церебральной регуляции различных уровней ЦНС, приводящее к нарушению восприятия и поведения, к изменению в эмоциональных и вегетативных системах.
Минимальные мозговые дисфункции — понятие, обозначающее легкие расстройства поведения и обучения без выраженных интеллектуальных нарушений, возникающие в силу недостаточности функций центральной нервной системы, чаще всего резидуально–органической природы.
Минимальные мозговые дисфункции (ММД) представляют собой наиболее распространенную форму нервно-психических нарушений в детском возрасте. По данным отечественных и зарубежным исследований частота встречаемости ММД среди детей дошкольного и школьного возраста достигает 5-20% .
В настоящее время ММД рассматриваются, как последствия ранних локальных повреждений головного мозга, выражающиеся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии. При ММД наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как речь. внимание, память, восприятие и другие формы высшей психической деятельности. По общему интеллектуальному развитию дети с ММД находятся на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации. Вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции тех или иных отделов коры больших полушарий мозга, ММД у детей проявляются в виде нарушений двигательного и речевого развития, формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия). По-видимому, наиболее распространенным вариантом ММД является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
По своему происхождению и течению все поражения головного мозга перинатального периода условно можно разделить на гипоксически-ишемические, возникающие вследствие недостатка поступления кислорода в организм плода или его утилизации во время беременности (хроническая внутриутробная гипоксия плода) или родов (острая гипоксия плода, асфиксия), травматические, чаще всего обусловленные травматическим повреждением головки плода в момент родов и смешанные, гипоксически-травматические поражения центральной нервной системы.
В основе развития перинатальных поражений центральной нервной системы лежат многочисленные факторы, влияющие на состояние плода в течение беременности и родов и новорожденного в первые дни его жизни, обуславливающие возможность развития различных заболеваний как на 1 году жизни ребенка, так и в более старшем возрасте.
ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ
Причины, влияющие на возникновение перинатальных поражений центральной нервной системы:
· Соматические заболевания матери с явлениями хронической интоксикации.
· Острые инфекционные заболевания или обострение хронических очагов инфекции в организме матери в период беременности.
· Нарушение питания и общая незрелость беременной женщины.
· Наследственные заболевания и нарушения обмена веществ.
· Патологическое течение беременности (ранние и поздние токсикозы, угроза прерывания беременности и пр.).
· Вредные воздействия окружающей среды, неблагоприятная экологическая обстановка (ионизирующее излучение, токсические воздействия, в том числе при применении различных лекарственных веществ, загрязнение окружающей среды солями тяжелых металлов и промышленными отходами и пр.).
· Патологическое течение родов (стремительные роды, слабость родовой деятельности и пр.) и травмы при применении родового пособия.
· Недоношенность и незрелость плода с различными нарушениями его жизнедеятельности в первые дни жизни.
Антенатальный период:
· внутриутробные инфекции
· обострения хронических заболевании будущей матери с неблагоприятными изменениями метаболизма
· интоксикации
· действие различных видов излучения
· генетическая обусловленность
Имеет большое значение и невынашивание беременности, когда ребенок рождается недоношенным или биологически незрелым вследствие нарушения внутриутробного развития. Незрелый же ребенок в большинстве случаев еше не готов к процессу родов и при родовых нагрузках получает значительные повреждения.
Необходимо обратить внимание на то, что в первом триместре внутриутробной жизни закладываются все основные элементы нервной системы будущего ребенка, а формирование плацентарного барьера начинается лишь с третьего месяца беременности. Возбудители таких инфекционных заболеваний, как токсоплазмоз. хламидиоз, листереллез, сифилис, сывороточный гепатит, цитомегалия и др., проникнув через незрелую плаценту из организма матери, глубоко повреждают внутренние органы плода, и в том числе формирующуюся нервную систему ребенка. Эти повреждения плода на данной стадии его развития генерализованные, но в первую очередь страдает центральная нервная система. В последующем, когда плацента уже сформировалась и достаточно эффективен плацентарный барьер, воздействия неблагоприятных факторов уже не приводят к формированию пороков развития плода, но могут вызвать преждевременное рождение, функциональную незрелость ребенка и внутриутробную гипотрофию.
В то же время есть факторы, которые могут неблагоприятно повлиять на развитие нервной системы плода в любом периоде беременности и даже до нее, влияя на репродуктивные органы и ткани родителей (проникающая радиация, употребление спиртных напитков, тяжелые острые интоксикации).
Интранатальный период:
К интранатальным повреждающим факторам относят все неблагоприятные факторы процесса родов, неизбежно сказывающиеся на ребенке:
· длительный безводный период
· отсутствие или слабая выраженность схваток и неизбежная в этих случаях стимуляция
· родовой деятельности
· недостаточное раскрытие родовых путей
· стремительные роды
· применение ручных родовспомогательных приемов
· кесарево сечение
· обвитие плода пуповиной
· большая масса тела и размеры плода
Группой риска в отношении интранатальных повреждений являются недоношенные дети и дети с малой или слишком большой массой тела.
Необходимо отметить, что интранатальные повреждения нервной системы в большинстве случаев не касаются непосредственно структур головного мозга, но их последствия в дальнейшем постоянно влияют на деятельность и биологическое созревание развивающегося мозга.
Постнатальный период:
· нейроинфекции
· травмы
Симптомы ММД:
· Повышенная умственная утомляемость;
· Отвлекаемость внимания;
· Затруднения в запоминании нового материала;
· Плохая переносимость шума, яркого света, жары и духоты;
· Укачивание в транспорте с появлением головокружения, тошноты и рвоты;
· Возможны головные боли;
Перевозбуждение ребенка к концу дня пребывания в детском саду при наличии холерического темперамента и заторможенность при н6наличии флегматического темперамента. Сангвиники возбуждаются и затормаживаются поти одновременно.
Изучение анамнеза показывает, что в раннем возрасте у многих детей с ММД обнаруживается синдром гипервозбудимости. Проявления гипервозбудимости возникают чаще в первые месяцы жизни, в 20% случаев они отставлены на более поздние сроки (старше 6-8 месяцев). Несмотря на правильный режим и уход, достаточное количество пищи, дети беспокойны, у них отмечается беспричинный крик. Он сопровождается избыточной двигательной активностью, вегетативными реакциями в виде покраснения или мраморности кожных покровов, акроцианоза, усиленной потливости, тахикардии, учащения дыхания. Во время крика можно наблюдать повышение мышечного тонуса, тремор подбородка, рук, клонусы стоп и голеней, спонтанный рефлекс Моро. Также характерны нарушения сна (затрудненное длительное засыпание, частое спонтанное пробуждение, раннее пробуждение, вздрагивания), трудности с кормлением и желудочно-кишечные нарушения. Дети плохо берут грудь, беспокойны во время кормления. Наряду с нарушением сосания отмечается предрасположенность к срыгиванию, а при наличии функционального неврогенного пилороспазма - рвота. Склонность к жидкому стулу связана с повышенной возбудимостью кишечной стенки, приводящей к усилению перистальтики кишечника под влиянием даже незначительных раздражителей. Поносы нередко чередуются с запорами.
В возрасте от одного года до трех лет детей с ММД отличают повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, нарушения сна и аппетита, слабая прибавка в массе тела, некоторое отставание в психоречевом и двигательном развитии. К трем годам обращают на себя внимание такие особенности, как моторная неловкость, повышенная утомляемость, отвлекаемость, двигательная гиперактивность, импульсивность, упрямство и негативизм. В младшем возрасте у них нередко наблюдаются задержка в формировании навыков опрятности (энурез, энкопрез).
mirznanii.com
ММД у детей - что это такое? Минимальные мозговые дисфункции
Вопрос "ММД у детей - что это такое?" с каждым годом становится все более актуальным. Это нервно-психическая патология, часто встречающаяся у детей разного возраста. Задержки развития устной и письменной речи, нарушение осанки, дерматозы, вегетативно-сосудистые дистонии диагностируются у многих детей.
ММД у детей - что это такое? Эта патология сопровождается нарушением таких важных функций головного мозга, как память, внимание и мышление. Дети с ММД оказываются неспособными овладеть обычными программами образования. Педагоги называют такое явление "дезаптацией дошкольно-школьного периода". У неврологов комплекс таких расстройств называется термином ММД – минимальные мозговые дисфункции.
Что такое ММД у детей, и какие его проявления
Практически с первых дней жизни дети с ММД отличаются повышенной возбудимостью, невротическими и вегетативными реакциями и немотивированным гиперкинетическим поведением. Такие дети в основном состоят на учете у невролога с диагнозом "перинатальная энцефалопатия". ММД у детей - что это такое в дошкольном возрасте? В этот период данная патология проявляется в задержке речевого развития, дефиците внимания, отвлекаемости, двигательной неловкости, упрямстве, импульсивности.
Синдром ММД у детей в подростковом возрасте характеризуется агрессивностью, нарушением поведения, трудностями во взаимоотношениях с семьей и со сверстниками.
Что такое ММД у детей, и каковы причины его развития
На сегодняшний день минимальные мозговые дисфункции рассматриваются как следствие неблагоприятных воздействий на мозг ребенка в процессе его развития. Это трудные роды, травмы нервной системы, интоксикации, генетические факторы и прочее.
ММД - это незначительное повреждение нервной системы, если сравнивать эту патологию с умственной отсталостью и ДЦП, но тем не менее это серьезная проблема. ММД у детей - что это такое? Это состояние, при котором дети нуждаются в пристальном внимании не только родителей, но и врачей, педагогов, поскольку незначительность этих проявлений при недостаточном внимании к ним может стать причиной очень серьезных последствий.
Процесс лечения ММД
Родителям нужно знать, что лечение ММД должно быть комплексным и кроме медикаментозных препаратов включать психотерапию, нейропсихологическую коррекцию и модификацию поведения. В процессе лечения должны принимать участие не только родители и сам ребенок, но и остальные члены семьи, учителя. Близкое к ребенку окружение должно понимать, что действия ребенка часто неосознанные и со многими сложными ситуациями он не может справиться самостоятельно в силу особенностей своей личности.
Очень важно с пониманием относится к ребенку, чтобы вокруг него не возникало излишнее напряжение. Спокойное и последовательное отношение к малышу имеет такое же значение, как и специально назначенное лечение. Воспитание ребенка с диагнозом ММД – задача непростая, но вполне выполнимая, если обратиться за помощью в лечении к психоневрологу или психотерапевту.
fb.ru
Ребенок с ММД или как помочь ребенку справиться с дисциплиной в 1 классе.
Итак, ваш ребенок пошел в 1 класс или только еще пойдет. Но вы точно знаете, что ему не сидится спокойно за партой. Он крутится, вертится, отвлекается на множество вещей, которые никак не относятся к учебе. Ручка - тоже отличная игрушка, а в тетради можно и порисовать.
Он может ходить по классу на уроке, сидеть под партой, он – маленький вихрь, втягивающий всех в свою орбиту, привлекающий внимание и нарушающий дисциплину и тишину в классе на уроке, а на перемене – он ракета, несущаяся по коридору.
Он получает больше всех замечаний, он мешает соседям, и даже если он искренне хочет сдержать свою буйную активность, у него не всегда получается.
Причем он может вполне сносно усваивать информацию, в том числе, сидя под партой, если действительно не устал.
От него страдает и класс, и учитель, а родители уже боятся очередного собрания и выхода в школу.
Ругать такого ребенка не помогает, увещевания не дают толку. Беда еще в том, что из-за такого поведения педагог может ополчиться на ребенка, и тогда прости, прощай мотивация учиться.
Школа становится хронической психической травмой, ребенок знает, что ему там не рады, но остановиться он действительно не может.
Что же такое происходит с этим ребенком?
Имя такому поведению ММД – или минимальная мозговая дисфункция. Это очень распространенный сейчас неврологический диагноз. И хотя она минимальная и корректируемая, этого вполне хватает, что бы испортить жизнь и ребенку, и родителям.
По неофициальным данным, от моего коллеги психолога при тестировании подготовительной группы в хорошей рейтинговой гимназии ММД разной степени тяжести выявлена у 40% детей. И это заботливые родители и хорошая школа. Давайте разберем, что это за зверь такой и откуда он взялся.
Рассказывая вам об этом, я обобщу свой опыт врача психотерапевта, к которому на прием лавиной приходили такие дети после середины сентября каждого года. А чаще всего история их была такая.
После родов ребенку выставлялся диагноз родовой травмы или ишемии в родах, могло быть кесарево сечение или токсикоз во время беременности.
На 1 году ребенок мог наблюдаться неврологом, возможно, было лечение. В 90% случаев после 1 года ребенка снимали с диспансерного учета у невролога, и родители благополучно забывали о таком враче.
Хотя, ребенок мог быть возбудимым, тревожным, быстро уставать и возбуждаться от впечатлений, слишком подвижным, на фоне общего благополучия, своевременного развития речи, двигательных навыков - это списывалось на особенности характера.
Иногда звучали травмы головы или тяжелые инфекции, ОРЗ, операции с общим наркозом в истории ребенка.
ММД похожа на последствия травмы головы у взрослого: ослабляется память, внимание, появляется утомляемость, эмоциональность, и возникают сложности в управлении поведением.
Особенность в том, что у детей память и внимание подвергаются нагрузке в обязательном обучении, а умение управлять эмоциями и поведением - развито недостаточно.
И вот, только в школе проявлялась эта проблема, потому, что там другие требования.
И заключается проблема в том, что у такого ребенка слабое, утомляемое внимание, которым ему трудно управлять. И поэтому внимание, как заяц скачет с предмета на предмет, и вслед за ним идет поведение.
А поскольку у таких деток еще и недостаточно развиты волевые качества в силу наличия у них слабости нервной системы, есть замедление созревания волевых качеств - то такому ребенку сложно собой управлять.
Ребенок просто не может управлять собой достаточно.
Избыточная подвижность - это способ подстимулировать нервную систему, чтобы ребенок был способен воспринимать новое.
Часто у таких детей мотивация учиться есть, пока они не столкнутся со школьной дисциплиной и тем, что они не вписываются в нее.
И этот момент очень важно понимать родителям. Невозможно исправить наказаниями и страхом ситуацию волевой незрелости. Можно только помочь созреть, подтянуться до нужного уровня с минимальными потерями для нервов ребенка, родителя и учителя.
За это короткое время первой четверти можно успеть сформировать устойчивое негативное отношение к учебе, низкую самооценку ребенка и получить ярлык двоечника и хулигана.
С другой стороны, как мама 6 летнего мальчишки с ММД и речевыми проблемами, я знаю, как сложно приходится родителям, при столкновении их ребенка с жесткими правилами дисциплины.
Речевых детей рано нагружают уроками и занятиями, и поэтому конфликт дисциплины возможностей ребенка сидеть и слушать обнаруживается раньше.
С одной стороны - педагог прав, дисциплина нужна. С другой стороны - совершенно не понятно, что делать с ребенком. Как его удержать в нужных рамках, особенно когда мамы и папы нет рядом?
Итак, что же делать при ММД.
Стратегия. Это состояние постепенно компенсируется при правильном лечении, по мере взросления ребенка и развития волевых качеств, использовании режима дня и физических занятий, благоприятном эмоциональном климате в школе и семье.
Мамы и папы! Это постепенно пройдет или значительно ослабится, если помочь ребенку правильно. Для этого требуется время и определенные действия – к 10 -11 годам все будет лучше.
Обязательно: поход к врачу- неврологу и назначение препаратов – ноотропов, которые корректируют последствия родовой травмы, улучшают помять и внимание, способствуют созреванию психики. Важно делать курсы лечения, длительностью 1.5 -2 месяца. Начинайте за месяц до конца каждой четверти, и вы избежите утомления у ребенка от учебной нагрузки.
Я пользуюсь для своего ребенка такой схемой: 2 месяца лечение, 1 месяц перерыв. И она себя оправдывает. Как долго: первые три класса точно постоянно.
Потом по ситуации. Если ребенок устает, жалуется на головные боли, стал невнимателен и плохо запоминает, у него накопилась усталость - надо повторять курс.
Препараты подбирает врач. Важно знать – если ребенок возбудимый и эмоциональный - берутся седативные или сбалансированные ноотропы.
Есть категория стимулирующих ноотропов, и они могут усилить эмоции и возбуждение, а вам ведь этого не нужно.
Найдите грамотного невролога и наблюдайтесь у него. Про побочные эффекты не волнуйтесь – в целом ноотропы одни из самых безопасных препаратов.
Соблюдайте режим дня. Укладывайте ребенка спать рано, давайте ему высыпаться. Больше физической активности, меньше ТВ и компьютера. Подойдут спортивные секции, развивающие координацию: танцы, плаванье, акробатика, и командные виды спорта – на коммуникацию в группе.
Если уже есть проблемы психологического плана: поможет работа с детским или семейным психологом или психотерапевтом. Кроме того, Вам надо уметь общаться с ребенком, даже если проблем нет, чтобы сглаживать проблемные ситуации и уметь обучить его обращаться со своими эмоциями и регулировать свое поведение.
Это важное умение для родителя такого ребенка.
Если Вы видите, что есть проблемы с дисциплиной до школы, то по возможности, отдайте ребенка в школу позже. Один год иногда очень много значит.
Выбирайте простую программу для ребенка. Не надо программы Занкова, 2100 и прочие новшества. Чем традиционнее, тем лучше. Современные новые программы предъявляют очень высокие требования. Сравните с собой в 1 классе обучение вашего ребенка. Смените программу при критической ситуации, вы выиграете в мотивации к обучению.
Самый важный пункт! Ищите учителя под ребенка. Пусть школа будет дальше, но учитель будет понимать вашу ситуацию. Выработайте совместный план, выполняйте рекомендации.
Идеально педагога со стажем, но не пожилого и не молодого. Пожилые болеют, молодые уходят в декрет. Смена учителя - дополнительная нагрузка и новая адаптация. Для вашего ребенка это нежелательно.
Ваша задача - что бы ваш ребенок любил своего учителя, а учитель понимал ситуацию. Дети учатся потому, что им важны отношения. И отношения с первым учителем – важнее оценок в вашей ситуации.
Итак, Вам придется приложить усилия, что бы помочь ребенку, но ситуацию вполне решаема. Выполняйте эти простые правила, и вы получите результат уже в течение ближайших месяцев.
Автор Анна Святченко-психотерапевт, консультант для мам.
chitalochka-ru.ru
Консультация для родителей по ММД
Использован материал с сайтаhttp://psyhoterapevt.nm.ru
ММД - минимальная мозговая дисфункция. Еще этот синдром называется синдром гиперподвижности и/или дефицита внимания (СГДВ). Этот синдром относится к числу тех состояний, которые балансируют на грани здоровья и болезни и потому далеко не сразу обращают на себя внимание специалистов и родителей.
Существует несколько причин рождения детей с такими нарушениями. Это:
- неблагоприятная наследственность, связанная с хроническими заболеваниями родителей,
- экологические проблемы,
- стрессы в период беременности,
- нарушения развития плода, в том числе - гипоксия,
- перенесенные заболевания будущей мамы,
- применение медикаментозных препаратов для сохранения беременности,
- травмы во время родов и в первые дни, когда шейные мышцы очень слабы и есть опасность подвывиха позвонков,
- вирусные заболевание в первый год жизни, нарушающие питание мозга .
Иногда можно пропустить это заболевание, в то время как раннее его распознавание позволяет успешно корректировать нарушения мозговой деятельности.
При гиперактивности внимания ребенок легко отвлекаем, чересчур подвижен, причем его активность не имеет результата. Поведение отличается неусидчивостью, импульсивностью.
До 3 лет таким детям ставится диагноз "невропатия" или "перинатальная энцефалопатия", и они получают лечение у невропатолога.
Серьезные проблемы начинаются в старших группах детского сада и особенно в первом классе. Ребенок с минимальной мозговой дисфункцией не усваивает школьный материал из-за дефицита внимания, за ним закрепляется репутация "двоечника".
Среди детей можно выделить группу, где интеллект не нарушен, но результаты деятельности снижены из-за недостатка усидчивости и внимания. В других случаях - сочетание гиперактивности внимания с задержкой психического развития. Если вовремя не лечить ММД, то к концу школьного обучения такие дети уже не проявляют явных поведенческих нарушений, но у них имеется явное отставание по школьной программе и психологические проблемы, связанные с отношением к ним более благополучных одноклассников.
Если Вы замечаете нечто подобное у своего ребенка, Вам следует обратиться к психотерапевту и психиатру. При своевременном лечебном вмешательстве минимальная мозговая дисфункция устранима. Частая ошибка родителей - самолечение гиперактивности внимания посредством успокоительных трав и медикаментов. Это не только не помогает, но и затягивает течение болезни. Обращайтесь к специалисту, не занимайтесь самостоятельным лечением ММД.
Памятка родителям, чей ребенок страдает синдромом гиперактивности внимания (ММД).
Минимальная мозговая дисфункция - распространенное нарушение. Ребенок с ММД непоседлив, невнимателен, гиперактивен. Он доставляет много хлопот своим родителям. Вот несколько советов, которые очень помогут родителям детей с минимальной мозговой дисфункцией ММД.
- Соблюдайте режим дня, у ребенка должно быть достаточно времени на сон и на прогулки.
- Рацион ребенка с ММД должен включать продукты с повышенным содержанием кальция, калия и магния (молочные продукты, сухофрукты: изюм, чернослив, курага). Это необходимо для лечения гиперактивности.
- Ребенок должен избегать шумных и подвижных игр, особенно перед сном. Ограничьте число контактов с другими людьми.
- Оклейте комнату ребенка обоями спокойных умеренных цветов, без лишней мебели и игрушек. Мебель должна быть простой и прочной.
- Старайтесь избегать жары, духоты, длительных поездок.
- Вашему ребенку рекомендованы занятия теми видами спорта, которые практически исключают травмы головы (плавание, гимнастика).
- Подготовьте ребенка к фармакологическому лечению минимальной мозговой дисфункции так, чтобы оно не воспринималось им как наказание за поведение. Строго выполняйте все назначения врача по лечению ММД.
- Повесьте на стену календарь. Отмечайте красным фломастером хорошие дни, а синим неудачные. Это нужно для лечения гиперактивности внимания. Объясняйте ребенку свое решение.
- Используйте гибкую систему поощрений и наказаний. Поощряйте ребенка сразу же, не откладывая но будущее.
- Работайте с ребенком в начале дня, а не вечером. Уменьшите общую рабочую нагрузку ребенка. Поощряйте игры и занятия, требующие внимания и терпения.
- Делите работу на более короткие, но более частые периоды. Используйте физкультминутки.
- Снизьте требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать у ребенка чувство успеха.
- Попросите педагога по возможности посадить Вашего ребенка на первую парту или поблизости от него.
- Используйте во время занятий, когда ребенок перевозбужден, тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
- Давайте короткие, четкие и конкретные инструкции.
- Договаривайтесь с ребенком о тех или иных действиях заранее. Если Вы едете со своим ребенком в музей, театр или в гости, то должны заранее объяснить ему правила поведения. Например: "Когда мы выйдем из дома, ты должен дать мне руку и не отпускать ее, пока не перейдем улицу. Если ты все сделаешь правильно, я дам тебе жетон. Когда мы сядем в автобус..." и т.д. Затем определенное количество полученных за правильное поведение жетонов можно будет обменивать на приз (конфету, игрушку и т.д.). Если ребенок будет очень стараться, но случайно что-то сделает не так, то его можно и простить. Пусть он чувствует себя успешным.
- Предоставьте ребенку в определенных ситуациях возможность выбора.
- Заведите дневник, отмечайте в нем любые, даже минимальные изменения в поведении ребенка; трудности, которые у Вас возникают; отмечайте каждый прием лекарств, а так же начало и характер их действия и побочные эффекты. Отметьте все, что Вы сумели или не смогли выполнить из этих рекомендаций.
- Оставайтесь спокойным родителем. Нет хладнокровия - нет преимущества!
Воспитание ребенка с минимальной мозговой дисфункцией - тяжелый труд. Вы сильно облегчите себе задачу, если обратитесь для лечения ММД к психотерапевту или психиатру (психоневрологу).
Комментарий специалиста
Олег Валерьевич Гончаров,доцент кафедры наркологии МАПО,психотерапевт.
"Минимальная мозговая дисфункция". Чаще всего дети с этим диагнозом попадают в поле зрения специалистов в начальной школе. Они не способны длительно концентрировать внимание, постоянно отвлекаются, нарушают дисциплину, могут вставать с места и ходить по классу, не справляются с заданиями, требующими аккуратности и усидчивости. Педагоги нередко списывают это на недостаток воспитания, родители - на лень и "разболтанность". И только специалист может дать ответ на два самых главных вопроса: что происходит с ребенком и что в этом случае делать.
Что же должно насторожить родителей? В зависимости от возраста малыша, дисфункция мозга проявляется по-разному. В первый год жизни это неспецифические нарушения: срыгивание, вялость сосания, диарея. Также нарушения сна, трудности засыпания, длительный плач, беспокойство, реакции на изменение погоды. Обратите внимание на состояние родничка - его выбухание бывает при высоком внутричерепном давлении. Возможны частые простудные заболевания, особенно с очень высокой температурой, рвотой и судорогами. Судороги, даже однократные - уже повод обратиться к специалисту, провести обследование головного мозга.
Позже, от года - полутора и до старшего дошкольного возраста могут отмечаться задержка речевого развития - ребенок долго не говорит, неправильно произносит звуки или меняет местами слоги в словах, капризен, раздражителен, не умеет общаться с детьми (пуглив или агрессивен), не может выполнять определенные правила (например, соблюдать очередность в игре). Может также наблюдаться замедленность реакций, "копание", так раздражающее многих родителей. На фоне негативных переживаний - а этим деткам свойственна фиксация как раз на негативных эмоциях обиды, страха, разочарования - могут развиться неврозоподобные состояния, например, такие как сосание пальца, кручение волос, грызение ногтей, бруксизм (скрип зубами во сне), а также снохождение и сноговорение. Сон тревожный, неглубокий. При перегрузках, в том числе и эмоциональных, может возникнуть обратная реакция - перевозбуждение. Чувствительность и повышенная эмоциональность может привести к появлению страхов (боязнь темноты, детей, собак, чужих людей и так далее).
В более сложных случаях реакцией на постоянный стресс могут стать поведенческая регрессия - возврат к поведению, характерному для младших по возрасту детей, психосоматические расстройства, энурез. Иногда свидетельством психологического неблагополучия ребенка могут стать рисунки. Если рисунок буквально ютится в самом уголке чистого листа, а в оформлении преобладают черный, коричневый, серый тона - имеет смысл проконсультироваться с психологом. Возможно, маленький художник лишь спроецировал на листе свое настроение после ссоры с вами, и это единичный эпизод. Но, возможно, ему сейчас требуется помощь специалиста, оказать которую родители не в состоянии.
Но "расцвет" заболевания приходится на период начальной школы. ММД - минимальная мозговая дисфункция - может проявляться одним из синдромов или их сочетанием. Это синдромы нарушения внимания и гиперактивности. В первом случае основной признак - невозможность долго и сосредоточенно выполнять какой-либо вид работы, медлительность, отвлекаемость.
Проблемы в младшей школе связаны чаще всего с тем, что в силу особенностей внимания ребенок может услышать начало объяснения учителя и пропустить окончание или среднюю часть, соответственно, материал не будет усвоен. Память и интеллект не только не страдают, но и находятся, как правило, на высоком уровне. Во втором случае бывают проблемы с поведением. Ребенок просто не сможет просидеть спокойно 30 минут. Он будет ерзать, вертеться, забираться под парту, отвлекать соседей, громко задавать вопросы учителю, не дожидаясь разрешения. К сожалению, только в рамках школы решить эти проблемы практически невозможно.
Основную поддержку ребенок должен получать дома! Лишь от родителей зависит, вырастет ли он полноценным и успешным человеком или сохранит низкую самооценку, уйдет в виртуальную реальность, станет искать понимания в неблагополучных, а то и криминальных компаниях. Патологические пристрастия - алкоголь, наркотики, азартные игры, интернет - зависимость - все это способы ухода от пугающей реальности, с которой ребенок не способен совладать потому, что миф о его слабости и бездарности был внушен ему самыми важными в мире людьми - его родителями.
Вполне понятно желание многих обеспеченных людей дать своему ребенку максимум возможностей, включая дорогие игрушки, развивающие занятия, лучшие гимназии, чтобы обеспечить ему достойное будущее. Вот только способен ли он это принять, не перегрузив свою и без того слабую нервную систему? И всегда ли родители понимают, что их дети - другие, нежели они сами, с другими способностями, талантами, возможностями? Одна из заповедей родительской любви - никогда не сравнивать своего ребенка ни с кем, кроме него самого. То, чему он научился, значительно важнее того, что умеют Вася, Саша или Лиза. И лучшее, что могут сделать родители - научить детей реально оценивать собственные достоинства и слабости, преодолевать препятствия и радоваться жизни. К сожалению, зачастую родители пренебрегают этими простыми принципами воспитания, и особенно это касается детей с нарушениями развития. Если Вы чувствуете, что Вам не справиться с ситуацией самим, не ждите, что "все само пройдет", не списывайте проблему на переходный возраст, обратитесь к детскому психотерапевту.
Коррекция данного состояния является комплексной, т.е. в ней сочетается фармакологический и психотерапевтический подход. Приготовьтесь к тому, что ребенку понадобятся дополнительные обследования - энцефалография, УЗИ, возможно - консультации офтальмолога, гастроэнтеролога и других специалистов. Из лекарственных препаратов врачи назначают те, что улучшают питание мозга, стимулируют обменные процессы в нем, повышают устойчивость этого важнейшего органа к любым повреждающим факторам, и обязательно поливитаминные комплексы. Очень важны занятия с психологом или психотерапевтом. Они помогают не только ребенку, но и всем членам семьи принять ситуацию, прийти к согласию, установить в доме благоприятный психологический климат, понять и принять близких, обрести гармонию.
Существуют специальные методики, позволяющие улучшить внимание, снизить агрессивность и раздражительность, научиться строить взаимоотношения с детьми, сделать более ровным эмоциональный фон. Одной из таких методик, несложных и эффективных, является метод БОС - биологической обратной связи, тренинг саморегуляции, которая так важна детям с мозговыми дисфункциями.
Работа ведется по нескольким направлениям, одна из важных ее составляющих - обстановка в семье. Этим детям необходим строгий режим дня, спокойные занятия перед сном, ограничение просмотра телепередач (особенно со сценами насилия и жестокости) и компьютерных игр. Не стоит перегружать такого ребенка интеллектуальными занятиями. А вот прогулки и подвижные игры на свежем воздухе очень полезны. Совместный поход в парк или бассейн, чтение вслух, доброжелательное общение и обсуждение прошедшего дня, поцелуй на ночь гораздо полезнее, чем ворох дорогих игрушек, выезды на элитные курорты и экскурсии и многочисленные занятия.
Важно понять: реабилитация требует времени, совместных усилий психотерапевта, родителей и ребенка. Но результаты стоят вложенных усилий, т.к. это способствует гармоничному развитию личности и реализации успешных жизненных стратегий.
gatchina-psi.narod.ru